Рубрики
МЕНЮ
Татьяна Веремеева
С самого начала
российской агрессии за заводом и его руководством тянется целая вереница
громких уголовных дел и обвинений, среди которых есть и сотрудничество с РФ, и
финансирование терроризма, и государственная измена. А с недавних пор
авиагигант оказался замешан ещё и в американо-китайской технологической войне.
В начале 2010-х
годов "Мотор Сич" поставляла в Россию от 50% до 75% всей своей продукции.
Поэтому приостановка сотрудничества больно ударила по производству. Впрочем,
предприятие не раз обвиняли в торговле с агрессором, припоминая бессменному
директору "Мотора", Вячеславу Богуслаеву, его нескрываемые симпатии к России.
В 2016 году СМИ
нашли в отчёте шведского исследовательского центра по вопросам вооружения SIPRI
упоминание о продаже украинской стороной авиационных двигателей AИ-222 для
учебно-боевых самолетов ЯК-130. В "Укроборонпроме" и "Мотор Сичи" эти обвинения
с негодованием отвергли, но тот факт, что в конце прошлого года правительство
Петра Порошенко запретило поставки в РФ двигателей Д-436 для пассажирского
АН-148 и пожарного самолёта Бе-200, говорит о том, что до этого момента моторы
для российской гражданской авиации всё же экспортировались. Кроме того,
журналисты проекта Bihus.Info обвиняли Богуслаева во владении несколькими
компаниями в РФ, работающими на российскую армию и ФСБ.
Провалилась попытка
"Мотора" обойти запрет на военно-техническое сотрудничество с Россией через
дочернее предприятие на базе Оршанского авиаремонтного завода (ОАРЗ) в
Беларуси. Семилетняя экспансия на вотчину Александра Лукашенко закончилась возбуждением
уголовного дела против украинских совладельцев ОАРЗ его возвращением под
государственное "крыло". Поговаривали, что "белорусский проект" "Мотора" не
устраивал не только Украину, но и Кремль, которому не нравилась затея Минска с
созданием вместе с украинцами собственной крылатой ракеты.
Как стало известно
информационному проекту #FLY9999, посвящённому отечественной авиации, для
содержания украинского авиагиганта необходимо не менее 12 млрд грн. в год.
Сумма, практически неподъёмная для одних только государственных заказов
наподобие модернизаций вертолётов Ми-2 для Минобороны.
Расширение
ассортимента продукции за счёт выпуска образцов гражданской авиации – вертолёта
МСБ-2 "Надежда" (первой машины, собранной исключительно из украинских
комплектующих) – особого интереса в правительственных кругах тоже не вызвало.
Наоборот, в том же 2018 году глава МВД Арсен Аваков подписал с французской
компанией Airbus Helicopters договор о покупке 55 вертолётов на сумму около
полумиллиарда евро. Сделка сомнительная как с позиций поддержки отечественного
производителя, так и с учётом претензий к качеству импортных летательных
аппаратов. Большинство из них уже были в употреблении, а одна из поставляемых
моделей, H225 Super Puma, пользуется в мире плохой репутацией из-за ряда
аварий.
В Министерстве
внутренних дел заявили, что были вынуждены пойти на такой шаг, так как машины "Мотор
Сичи" не соответствуют тактико-техническим и эксплуатационным требованиям
ведомства. В ответ на это глава предприятия заметил, что обслуживание
французских вертолётов обходится гораздо дороже и намекнул на то, что сделка
явно не обошлась без отката.
Как бы там ни было,
но сегодня "Мотор" переживает не лучшие времена. Чистый убыток предприятия за
первое полугодие 2019-го составил почти полмиллиарда гривен. Соответственно,
выручка сократилась на 37% – до 1,97 млрд грн. В связи с отсутствием заказов и
прекращением выпуска некоторых видов продукции с 1 сентября рабочая неделя на
заводе сокращена до 4 дней в неделю. Отменены бесплатные рабочие автобусы, а
среди работников ходят слухи о будущих сокращениях штата до 50% (сейчас на
заводе работает около 25 тыс. чел.).
Неудачным оказался
этот год и для самого Богуслаева – впервые за последние 13 лет ему не досталось
место в Верховной Раде. "Красного директора" в предвыборной гонке обошёл
свадебный фотограф Сергей Штепа из "Слуги народа".
Идея начать более
тесные взаимоотношения с Китаем для спасения предприятия от краха не нова. Тем
более, что такого сотрудничества ищет сама Поднебесная, которая, следуя
принятой ею несколько лет назад доктрине технологического доминирования "Сделано
в Китае-2025", буквально охотится за всем, что имеет отношение к судо-, авиа-
или ракетостроению. Как считает глава компании "Европатруль" Вячеслав
Коновалов, в наработках "Мотор Сичи" китайскую сторону, прежде всего, могут
интересовать крупнейший в мире серийный вертолёт Ми-26, а также двигатели
АИ-222, используемые на российских учебно-боевых самолётах Як-130, и ТВ-317,
позволяющий Ми-8 достигать рекордных высот. Среди перспективных разработок "Мотора"
– адаптация турбовинтовых двигателей МС-500 и Д-436 с уникальным трёхкаскадным
компрессором для китайского покупателя.
Ещё в 2015 году между "Мотор Сич" и китайским холдингом Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co Ltd был подписан меморандум о сотрудничестве, под которым подразумевалось создание совместного предприятия в городе Чунцин. Там собирались производить и обслуживать авиадвигатели по отечественным технологиям. Китайцы обещали 250 млн. долларов инвестиций, в то время как украинская сторона бралась обеспечить проект технологиями и специалистами. О переходе к практическим шагам в Пекине всерьёз заговорили весной 2017-го. На торжественных мероприятиях по этому поводу даже успел побывать первый вице-премьер министр Украины Степан Кубив, радостно отрапортовавший об этом у себя на странице в Facebook.
Всего через пару
месяцев этим инвестиционным прорывом заинтересовались в СБУ, где посчитали его
попыткой иностранной компании завладеть контрольным пакетом акций стратегического
предприятия. По версии силовиков, Богуслаев продал Skyrizon 56% акций
предприятия. Руководство "Мотора" обвинили в попытке умышленного развала завода
с целью ослабления государства.
В "нагрузку" ко
всему в этом списке значилось ещё и дело о финансировании "ДНР", связанное с
деятельностью Снежнянского машзавода, находящегося на неподконтрольной Украине
территории. Были открыты уголовные дела по статьям "диверсия", "подготовка к
преступлению" и "госизмена",
Шевченковский районный суд арестовал злополучные 56% акций, а на сам
завод начали наведываться "маски-шоу". Правоохранителей нисколько не смутило,
что с 1994 года "Мотор" был преобразован в акционерное общество с частной
формой собственности. Претензии по поводу купли-продажи акций мог предъявить
разве что Антимонопольный комитет и безуспешные попытки силовиков в течение
двух лет найти в сделке что-либо противоправное – явное тому подтверждение.
Экс-глава "Укрспецэкспорта"
Сергей Бондарчук объясняет прессинг СБУ личными интересами Петра Порошенко,
пытавшегося заполучить долю в "Моторе" ещё со времён правления президента
Виктора Ющенко.
Топ-менеджмент "Мотора"
долгое время хранил молчание относительно количества проданных акций. Все точки
на "i" расставил договор о сотрудничестве между китайскими группами компаний
Xinwei и Skyrison и государством Украина в лице концерна "Укроборонпром", подписанный
в конце апреля прошлого года. По ходу дела выяснилось, что 75% акций уже давно
находится в частных руках (6 компаний и одно физлицо), никак не связанных с
прежним руководством завода.
Китайская сторона
решила сформировать мажоритарный пакет на одном предприятии, что невозможно
сделать без согласия Антимонопольного комитета. По законам Украины,
сосредоточение более 10% акций в одних руках требует его специального
разрешения (что, впрочем, в свое время не помешало самому Богуслаеву скупить
большую часть акций, а потом заработать на их продаже около 1 млрд долл.).
Как только
антимонопольщики "дадут добро" договор вступит в полную силу. Его условия
сложно назвать невыгодными для нашей страны – покупатель предлагает модель
совместного управления с безвозмездной передачей украинскому государству 25%
акций и правом вето, грант на развитие авиастроения в 100 млн долл., сохранение
рабочих мест и зарплат на предприятии, а также обеспечение его заказами. Для
сравнения, в прошлом году стартовая цена за многострадальный Одесский
припортовый завод (который так и не продали) стартовала с 58 млн долл.
Казалось бы, что
оплот украинского авиастроения спасён и самое время откупоривать шампанское,
однако на деле всё оказалось не так просто. На горизонте замаячили интересы
США, в соответствии с которыми Китай назван угрозой № 1 для национальной безопасности Штатов.
Советник американского президента по вопросам нацбезопасности Джон Болтон во
время недавнего визита в Киев очень убедительно намекал президенту Владимиру
Зеленскому на отказ от продажи "Мотор Сичи". При этом он подчёркивал, что,
сотрудничество с Китаем грозит впадением в экономическую зависимость и ведёт к
краже военных технологий.
В столичном
посольстве КНР очень болезненно отреагировали на слова Болтона, назвав
обвинения в воровстве "потоком грязи", а также напомнили, что по итогам первого
полугодия 2019-го Китай (в отличие от США) стал крупнейшим покупателем
украинской сельхозпродукции и по самым скромным прогнозам товарооборот до конца
года достигнет 10 млрд долл.
Хотя о продаже "Мотора"
посол сказал не так уж и много, основной посыл "спича" очевиден: законные права
коммерсантов из КНР должны быть защищены, а принятие стороны американского
эмиссара приведёт к серьёзному охлаждению украино-китайских отношений. Услышали
этот сигнал на Банковой или нет – неизвестно, но, по странному стечению
обстоятельств, не прошло и недели, как в СБУ решили начать досудебные
расследования по обвинениям предприятия и его руководства в диверсии и
поставках продукции военного назначения в РФ.
Как считают
эксперты, американское правительство будет настаивать на национализации
предприятия, в случае чего Украине придётся заплатить китайцам за материальный
и моральный ущерб сумму в размере от 500 млн до 2 млрд долл. В качестве "утешительного
приза" и для поддержания на плаву "Мотор" будет получать от США небольшие
заказы.
Экономист Алексей
Кущ называет это "мягкой эвтаназией" так как через 10-15 лет на предприятии
можно будет ставить крест – используемые технологии безвозвратно устареют, а
специалисты будут потеряны. На тот момент мощности "Мотора" будут интересны
иностранным инвесторам разве что в качестве металлолома.
Отказав США Украина
рискует остаться без поддержки заокеанского партнёра. Придётся забыть о перспективе
вступления в НАТО и 250 млн долл. ежегодной военной помощи из Америки. С учётом
того, что большая часть этих денег возвращается назад в качестве оплаты за
работу инструкторов и поставляемое вооружение – потеря скорее репутационная,
чем материальная. На другой чаше весов – более чем выгодная торговля с Китаем, многомиллионные инвестиции и спасение
авиастроительного гиганта. Выбор для правительства Зеленского непростой, но
ждать, что всё решится само собой – ещё хуже. Ведь в этом случае, как заметил
политолог Юрий Романенко, выиграют все стороны, кроме Украины.
Новости партнеров
Новости