Рубрики
МЕНЮ
Максим Иванов
В конце прошлой недели Кабинет министров Украины одобрил обновленный макроэкономический прогноз, о чем в своем Тelegram, сообщил премьер-министр Денис Шмыгаль. Прогноз ухудшен "по всем фронтам", но это коллективное мнение. По словам главы правительства, специалисты Минэкономики в процессе подготовки новых цифр консультировались с экспертами Минфина, НБУ, МВФ и независимыми аналитическими организациями.
"Тенденция пересмотра прогнозов в негативную сторону по всем странам очевидна – все вынуждены учитывать влияние распространения коронавируса по миру и закрытие предприятий и компаний, – прокомментировал ухудшение прогноза аналитик "Центра биржевых технологий" Максим Орыщак. – Оценки будут базироваться, скорее всего, как среднее из трех сценариев: негативного, умеренного, оптимистичного. При этом оптимистичный сценарий включает в себя завершение периода карантина уже до конца апреля, умеренный сценарий предполагает, что восстановление экономической активности начнется по завершению лета, а в негативный сценарий могут закладывать даже 2021 год как время для начала восстановления экономической активности".
"Возможно, не всеми цифрами мы удовлетворены, но уже во втором полугодии ожидаем улучшения экономической ситуации", — резюмировал Шмыгаль.
А удовлетворены ли озвученными цифрами экономисты и что думают об их реальности – в этом вопросе разбирались "Комментарии".
Итак, в новом макроэкономическом прогнозе номинальный ВВП прогнозируется на уровне 4 триллионов гривень. Эксперт института Growford Алексей Кущ признается: когда он видит подобные макроэкономические прогнозы, то говорит, что они составлены на основании справочника "Стеля", мол, цифры взяты с потолка. Ведь пока непонятно не только, какая модель реакции на кризис будет реализована в реальности, но и какую модель имели в виду в правительстве, составляя свои прогнозы.
Экономист напоминает, что у нас есть модели реагирования на кризис образца 2009-го и образца 2014-2015-го. И они принципиально различаются. В 2009 году часть денег от МВФ была использована для закрытия дефицита бюджета, что было оговорено в программе сотрудничества. При этом номинальный ВВП 2009-го по отношению к 2008-му не только не вырос, но даже немного сократился. Такой консервативный вариант был достигнут за счет сохранения банковской системы, показатели инфляции и девальвации были не такими катастрофическими, какими могли бы быть.
В 2014-2015 гг. была реализована модель гиперувеличения номинального ВВП – то есть в экономику была вброшена огромная масса эмиссионных денег. Это спровоцировало огромный скачок инфляции и девальвации, и деньги МВФ, часть которых опять-таки была направлена на уменьшение дефицита бюджета, оказали меньший стабилизирующий эффект. То есть, резюмирует Кущ, и в первом, и во втором случае присутствовал кредит МВФ, но по итогу мы получили совершенно разные результаты.
"В прогнозе правительства я не вижу монетарной модели решения кризиса, – продолжает аналитик. – С одной стороны, судя по цифрам, правительство рассчитывает на консервативный сценарий образца 2009 года с сохранением банковской системы, ведь номинальный ВВП запланирован на уровне прошлого года – 4 трлн грн. Даже если ВВП сократится процентов на 5, за счет дефлятора он подтянется к уровню 2019 года. С другой стороны, этот консервативный прогноз совершенно не согласуется с планами правительства по эмиссии. Судя по заявлениям, власти запланировали гиперэмиссию, что неизбежно повлечет за собой сползание в гиперинфляцию".
Словом, подытожил Алексей Кущ, для начала нужно определиться с моделями монетарных и бюджетных моделей реагирования на кризис. Пока их нет, все прогнозы – это просто информповод для обсуждения в СМИ.
Показатель инфляции был ухудшен правительством в полтора раза: с 5,6% до 8,7%. Аналитик “Центра биржевых технологий” Максим Орыщак считает, что цифры вполне реальны: основания для гиперинфляции нет.
"Сегодня установился некий баланс по стоимости товаров на рынке энергоресурсов, – пояснил эксперт в беседе с "Комментариями". – Поэтому, думаю, что большего удорожания бензина и продуктов, чем есть сейчас, ожидать не стоит".
В то же время Алексей Кущ говорит, что с инфляцией может получиться интересная ситуация. И уточняет: прежде всего, важно понимать, о какой инфляции идет речь – о среднегодовой или на конец года.
"Например, в прошлом году среднегодовая инфляция (январь-декабрь к январю-декабрю) была на уровне 8%, а на конец года (декабрь к декабрю) – вдвое меньше, – напоминает эксперт. – Это объясняется тем, что к концу года мы вошли в дефляцию. В этом году может сложиться противоположная ситуация. Среднегодовая вполне может удержаться в рамках 8-10%, как и указано в прогнозе. Все же три месяца мы уже прожили, в феврале вообще была дефляция. А вот рост цен "декабрь к декабрю" может вполне разогнаться до 15% и даже выше".
Среднегодовой курс гривни к доллару правительство прогнозирует на уровне 29,5 грн за доллар. По мнению экономиста Андрея Мартынюка, этот прогноз все же рассчитан на получение транша МВФ, в противном случае доллар может разогнаться до этой отметки гораздо раньше. При этом эксперт напоминает: не стоит воспринимать курс из макроэкономического прогноза как ориентир для обменных пунктов. Этот курс используется, в первую очередь, для планирования таможенных платежей и имеет слабое отношения к наличному доллару.
"Это курсовой ориентир для расчета платежей и поступлений, а также бюджетного планирования, и совсем не факт, что курс в реальности дойдет до этих отметок", – соглашается руководитель аналитического отдела компании Forex club Андрей Шевчишин. В беседе с "Комментариями" эксперт напомнил: правительство не в первый раз дает прогнозы, где средний курс устанавливается выше текущего, но по факту курс не дотягивал до таких уровней.
Что касается наличного "зеленого", то, считает Максим Орыщак, сегодня больших возможностей для его роста нет.
"Приостановка бизнес-активности на период карантина означает, что "лишних денег" у украинцев не будет, соответственно, не будет спекулятивного спроса на иностранную валюту, – пояснил Орыщак свою мысль. – Кредит от МВФ необходим, чтобы пополнить резервы НБУ для обеспечения стабильности национальной валюты, покрыть дефицит государственного бюджета, рефинансировать украинский внешний долг. Ранее мы рассматривали кредитование МВФ как возможность для стимулирования бизнес-активности, но сейчас бюджетные средства нужны для поддержания населения. Словом, деньги МВФ могут поддержать бюджет для решения внутренних задач и выплатой по ранее взятым долговым обязательствам. На валютный курс в стране новый кредит влияния не окажет, так как спекулянтам просто некому "продавать идею" необходимости покупать валюту".
В то же время Алексей Кущ считает: среднегодовой курс доллара 29,5 означает, что по расчетам правительства к концу года курс уйдет за 30.
"При этом не так уж важно, получим ли мы кредит МВФ: эти деньги окажут разве что психологическое влияние на группу "траншепоклонников", – говорит аналитик. – Нужно понимать: деньги МВФ четко покроют суммы, которые мы должны оплатить по долгам, и на поддержку национальной валюты они не пойдут. Но, на мой взгляд, есть другой вариант не вынимать деньги из экономики на погашение долгов – добиться их реструктуризации".
Уровень безработицы, согласно прогнозам правительства, составит 9,4%, среднемесячная зарплата – 11 тысяч гривень. Алексей Кущ напоминает: у нас есть два показателя безработицы, и оба не работают. Официально зарегистрированные безработные составляют порядка 1,5%, и эта цифра говорит нам лишь о том, сколько людей зарегистрировались в службах занятости в надежде на выплаты.
"Безработица по методике МОТ колеблется в пределах 8-9% (по итогам 2019-го – 8,2%, — авт.), но эти цифры очень далеки от действительности. Например, согласно этой методике экономически активным населением считаются люди от 15 до 70 лет. Но кто у нас работает в 15 лет (мы ж не Азия) и кто у нас работает в 70 (мы же не Европа)? Для того, чтобы этот показатель был рабочим в нашей стране, нужно отсечь верхний и нижний края, взяв за экономически активное население граждан в возрасте 20-60 лет", – подчеркивает эксперт
Что касается зарплаты в 11 тыс. грн, то, говорит Кущ, вопрос не в размере зарплаты, а в ее реальной покупательной способности к концу года. Ведь если курс перейдет за 30, а инфляция составит 10% и больше, то из зарплаты-2019 в эквиваленте 500 долларов мы перейдем к зарплате-2020 в эквиваленте 350 долларов. И вряд ли это то, что украинцы понимают под "ростом зарплат".
Новости партнеров
Новости