Местные выборы в Украине осенью-2020: быть или не быть
Местные выборы в Украине могут не состояться этой осенью. Более того, вместо них украинцы могут получить выборы совсем иного масштаба ввиду намечающегося политического кризиса в стране
Через полгода, 25 октября, в Украине должны состояться очередные выборы местных органов власти. Но не факт, что так и будет. Слишком много переменных вмешалось в уравнение, которое и так было не без изъяна. В ситуации разбирался портал "Комментарии".
Местные выборы в Украине: мечты о досрочности
Минувшей осенью триумфальное монобольшинство в лице фракции "Слуга народа" (СН) поговаривало о возможных досрочных выборах местной власти. Глава партии СН, Александр Корниенко заявлял: если реформа децентрализации закончится раньше, чем за 70 дней до местных выборов, то, возможно, и они состоятся раньше.
Тогдашний руководитель Офиса президента (ОП) Андрей Богдан педалировал идею досрочных выборов. Мол, нужно ковать железо, пока горячо. Но был ряд объективных моментов, которые не позволили Зе-команде нахрапом взять еще и местную власть.
"Думаю, что сейчас многие в Офисе президента Зеленского с грустью вспоминают то время, когда тогдашний глава ОП продавливал идею с досрочными местными выборами. Рейтинг партии "Слуга народа" осенью и сейчас – небо и земля, – отмечает политический эксперт Светлана Кушнир. – Противники Андрея Богдана тогда указывали на нарушение Конституции. Но история с досрочными парламентскими 2019 года тоже, знаете ли, не филигранна в отношении духа и буквы Основного закона. Тогда очень большую роль сыграл фактор тотальной поддержки по всей стране президента Владимира Зеленского – личный рейтинг в 73%. Штабисты СН смогли спроецировать его на партию и ноунеймы ("новые имена") взяли в Раде 254 мандата. Рекорд, позволивший создать монобольшинство без коалиции с кем бы то ни было".
Местные выборы в Украине: почему штурма не вышло
Что же помешало "зеленой волне" смыть "старую власть" еще и на региональном уровне?
Основных причин – две.
Первая – законодательная. До местных выборов следовало принять Избирательный кодекс (ИК) в целом. А также – изменения в Конституцию по части децентрализации.
Вторая – неготовность к региональному противостоянию партии власти. Которую и партией-то назвать можно с большой натяжкой, потому что как таковой истории и идеологии у нее нет. Кадровый голод Зе-команда испытывает колоссальный и на местном уровне эта проблема проявляется ярче всего.
ИК кое-как приняли. Именно "кое-как", потому что вопросов к кодексу – огромное количество. Часть проблемных моментов мы осветили, рассказывая, как Кодекс изменит систему проведения выборов в нашей стране.
Противоречивые нормы и сложные для реализации моменты никто так и не сгладил. Из наиболее вопиющего:
– сумма залога для участия в выборах неподъемна для большинства партий;
– не стыкуются между собой сроки нарезки округов и формирования окружных комиссий;
– на одном участке может проходить голосование по трем разным системам одновременно, что способно привести к сбою в работе комиссий и длинным очередям избирателей.
"В ИК находят массу (счет уже пошел на сотни) несогласованностей, противоречий и требующих законодательного урегулирования казусов и ляпов, – подчеркивает Светлана Кушнир. – В кулуарах члены Центральной избирательной комиссии (ЦИК) говорят, что полностью выполнить все прописанные там нормы невозможно. Вот такой закон, да. А ведь основные положения надо как-то разъяснить или исправить, что исключительно в полномочиях Верховной Рады. Которой сейчас не до того".
О необходимости убирать из ИК откровенно провокационные нормы говорит, в частности, глава правления Гражданской сети "Опора", эксперт по вопросам избирательного законодательства и политических процессов Ольга Айвазовская.
направил в Центральную избирательную комиссию запрос, где указал о своей обеспокоенности в связи с отсутствием условий для подготовки к выборам в районные, городские и сельские советы в связи с форс-мажорной ситуацией, а именно карантином.