Записки эмигранта: Германия. “Не знаю, чем Украина может заманить нас обратно”

Журналисты “Комментариев” в рамках спецпроекта "Записки эмигранта" пообщались с украинцами, которые живут и работают в Германии. Наши герои рассказали о зарплатах, налогах, образовании и возможностях, которые открываются перед украинскими эмигрантами на Западе. Многие из них возвращаться на родину уже не планируют, при этом все также думают на родном языке

СПЕЦПРОЕКТ "ЗАПИСКИ ЭМИГРАНТА"

Украинцам, которые хотят выехать в Германию на заработки, теперь будет проще искать работу на чужой земле. С начала этого года в ФРГ вступил в силу закон, облегчающий трудовую миграцию для людей, которые не являются гражданами Европейского союза. В связи с этим, по мнению экспертов, Германия станет явным конкурентом Польши по количеству трудовых мигрантов. Сейчас, например, пекарь в ФРГ в среднем получает немногим больше 2 тысяч евро, графический дизайнер — 3 тысячи евро, аптекарь и управляющий в магазине — около 4 тысяч евро. При этом многие наши соотечественники в поиске лучшей жизни нередко сталкивались с проблемами. Журналисты издания “Комментарии” пообщались с украинцами, которые долгие годы живут в Германии, и узнали, с какими сложностями они столкнулись и почему уехали из Украины.

Вальдкирх: “Уехала в Германию из-за украинской политики, экономики и хамства”

Уроженка Запорожья, 51-летняя Ольга Вибер, переехала в Германию еще в 2002 году. Желание эмигрировать у женщины появилось во время учебы в университете. Тогда она на три недели смогла попасть в студенческий отряд в Восточной Германии. Украинка сразу же заметила характерное для немцев уважение друг к другу. При этом, вернувшись в Украину, Ольга удивилась разнице менталитетов и отсутствию уважения как такового на родине.

“В Киеве я столкнулась с хамством, от которого за три недели успела отвыкнуть. Однажды даже разревелась от этого, хотя с детства никогда не плакала. Желание уехать было, но реализовать его тогда не могла: семья, ребенок, учеба, работа — время бежит, а к эмиграции необходимо готовиться”, — делится с “Комментариями” Ольга Вибер, проживающая в городе Вальдкирх на юго-западе Германии.

На решение женщины эмигрировать повлияла и процветающая на тот момент в госорганах коррупция и неподобающее отношение чиновников, судей и предпринимателей к людям.

“Однажды на моего дядю совершили разбойное нападение, его избили. Случайный прохожий вызвал скорую и его отвезли в больницу, где как раз в эту ночь дежурные медики что-то отмечали. Первую помощь дяде не оказали, его просто определили в палату, а процедуры начали делать лишь после того, как мы положили в карманы белых халатов деньги. Через семь дней дядя умер — у него на голове разрослась гематома, образовались новые. А все потому, что было упущено время. Никаких уголовных дел не открыли, а когда мы обратились к прокурору с жалобой, он в личной беседе прямо сказал: “А вы разве не знаете, что законы в Украине на одну треть населения не распространяются?”, — вспоминает Ольга.

собеседованиях.

“Чтобы собеседование прошло гладко, на него нужно не опоздать, а еще понятно рассказать о себе и своем опыте. Стоит осветить те факторы, которые имеют значение для конкретной работы. Кандидат должен быть заинтересован, он должен задавать вопросы работодателю, должен суметь его убедить, что хочет получить именно эту работу. Если по итогу собеседования вас не возьмут — ничего страшного. Это лишь означает, что был кандидат, который подходит лучше”, — поясняет украинка.

Не было у женщины и конфликтов на национальной почве. По ее словам, немцы — весьма толерантный народ, поэтому каких-либо серьезных конфронтаций между ней и коренными жителями не возникало. За время жизни в Германии Ольга создала семью и устроилась на хорошую работу. Это значительно повлияло на нее, ведь сейчас возвращаться в Украину она не планирует.

“Германия — хоть и не рай, но комфортная страна для проживания. Здесь относительно безопасно. Многое хорошо организовано, хотя я бываю недовольна излишней бюрократией и долгим принятием решений. Сначала мне очень не хватало бытовой коррупции. Когда нужно было решить какой-то неразрешимый вопрос, я думала, кому бы заплатить. Но так это здесь не работает, и я вскоре это признала. Работающие в Германии не испытывают нужду, а квалифицированные работники могут даже позволить себе путешествия или дорогие хобби”, — отмечает Ольга Вибер.

Фрайбург: “В школе выстраивал отношения на уроках физкультуры”

Харьковчанин Артур Петлярский переехал в Германию вместе с родителями тоже в 2002 году. Сейчас ему 31 год, он живет в окрестностях города Фрайбурга (юго-запад страны). Как и другие герои нашего спецпроекта, эмигрировать за границу его родители решили из-за обстановки в Украине.

“Германия не была целью, целью был именно выезд. А причина проста — "импотентность" и бесперспективность страны. Кстати, в последнее время многие стали забывать, что при “бывших” (имеется в виду правительство, — ред.) все было очень плохо. Просто при них не было войны и такого оттока здравомыслящих людей”, — рассказывает Артур Петлярский.

В Германии Артур оказался в 15-летнем возрасте. Там ему пришлось стартовать заново: идти в школу, заводить новых друзей, вникать в непривычную для него систему образования. И все это накладывалось на незнание языка.

“Сидишь на уроках и пытаешься понять хоть что-то... Сначала привыкаешь к отдельным фразам. Потом цепляешься за уже изученные слова. Плюс Германии в том, что здесь, в отличие от той же Франции, с людьми можно о чем-то договариваться на английском языке. Это мне помогло, — вспоминает Артур. — Лично я выстраивал отношения на уроках физкультуры. В Германии этот предмет не подразумевает подтягивания, бег вокруг школы и сдачу каких-то атлетических нормативов. По сути, в основном мы играли в футбол. Когда учитель увидел, что я играю неплохо, уже брал в игру более охотно. А потом я сам начал выбирать себе в команду людей”.

эмигрировавших в Польшу.

Фото: личный архив Ольги Вибер, Артура Петлярского, Олеси Гладьо и Кристины Авдиенко