Рубрики
МЕНЮ
0
Социальная политика, бюджетная политика, энергетика, ЖКХ, экономика, госуправление
Кандидат наук госуправления
Незадолго до распада СССР в «постперестроечные» умы тогда еще советских граждан активно внедрялась идея о том, что «деньги могут все». С тех пор эта мысль так прочно засела в умах наших граждан, что они (в своем абсолютном большинстве) даже не задумываются о том, что это всего лишь пропагандистский штамп, имеющий весьма отдаленное отношение к реальности.
Наиболее очевидным несовпадение пропаганды и реальности проявляется тогда, когда возникает проблема, требующая скорейшего или просто немедленного решения. В этом момент оказывается, то сами по себе деньги не могут ее решить, но… привычка верить в чудеса не исчезает и многие продолжают быть уверенными в том, что если что-то не решено сразу, то это потому что нет/не было выделено денег на ее решение.
С объявлением эпидемии коронавируса вроде бы и самым «упоротым» сторонникам реформирования отечественной системы здравоохранения должно было стать ясным, что «что-то пошло не так» и никакие «парамедики», «семейные рвачи» и «телемедицина» не спасут нуждающихся в срочной медицинской помощи граждан. Не спасут, потому что банально не умеют ничего делать и не обладают ни знаниями ни техническими средствами для оказания этой самой помощи. А сокращение количества койко-мест, при эпидемии, приводит только к тому, что больные вынуждены лежать не в палатах больниц, а в коридорах и на лестничных площадках на раскладушках.
Печально, когда не только «простые граждане», но и парламентарии уверены в том, что деньги сами по себе что-то решают. Именно по такому принципу в апреле этого года были приняты изменения в госбюджет 2020 и создан так называемый «ковидный фонд». Правда, оказалось, что сам по себе фонд – это всего лишь красивое название, а аккумулированные в нем средства должны распределяться не как бог на душу положит, но в строгом соответствии с бюджетной росписью и уполномоченными на то государственными институциями.
В апреле, когда этот самый фонд создавался, в нем изначально были заложены четыре основных направления использования денег:
-на здравоохранение
-на социальную защиту
-на правоохранительную деятельность
-на дорожное строительство.
Соответственно, эти расходы никак между собою не пересекались и не перекрывались и эффективность их использования определилась… исключительно подготовленностью и качеством управления тех ведомств, которые были назначены основными распределителями бюджетных средств. Кстати, в своем интервью Алесе Бацман замглавы Офиса Президента Кирилл Тимошенко подтверждает мои выводы о непересекаемости «медицинских» и «дорожных» денег: «Ковидный фонд» составлял 32 миллиарда. Отдельно были деньги, которые планировали потратить на дороги. Это деньги от Стокгольмского арбитража (которые «Нафтогаз» отсудил у «Газпрома») . Когда создавался «ковидный фонд», Минфин и Кабмин решили вывести эти деньги через «ковидный фонд». Это было нашей ошибкой. Но нельзя было перевести деньги напрямую из «Нафтогаза» в «Укравтодор». Деньги поступили в фонд. Эти деньги не «ковидные». Сейчас в «ковидный фонд» добавится еще 10 миллиардов. Будет 42 миллиарда».
Напомню, что в отличии от МОЗа, в «Укравтодоре» никаких реформ в последние годы не было и исполнительная вертикаль и линейные подразделения не сокращались и не урезались. Потому и не удивительно, что МОЗ так и не смог использовать выделенные ему деньги даже на 50%, а в «Укравтодоре» такой проблемы не возникло.
Чтобы деньги «работали» и «решали проблемы», они должны использоваться в рамках стабильно работающих систем и институций. Если же такой стабильной работы нет, то и результат «работы денег» будет строго отрицательным. Это правило работает как для личных финансов, так и для бизнес сферы, а особенно – для сферы гос.финансов. Если и дальше продолжать «реформировать» медицину в отрыве от решения системой здравоохранения задач по обеспечению граждан качественной медицинской помощью и противодействию эпидемиологической угрозе, то никакие деньги не помогут.
Новости партнеров
Другие материалы автора
Новости