Главная Новости Интервью 2020 Глава ЦОЗ "Укрзализныци" Наталья Белинская: Если мы хотим развиваться, то не имеем права бояться перемен
commentss Интервью Все новости

Эксклюзив Глава ЦОЗ "Укрзализныци" Наталья Белинская: Если мы хотим развиваться, то не имеем права бояться перемен

Директор исполнительного филиала «Центр охраны здоровья» АО «Укрзализныця» Наталья Белинская рассказала в интервью "Комментариям", почему железнодорожные больницы хотят передать в концессию, какой смысл перевода работников компании на страховую медицину и разъяснила цель масштабной медицинской реформы в "УЗ"

17 августа 2020, 11:00 comments6834
Поделитесь публикацией:
Глава ЦОЗ "Укрзализныци" Наталья Белинская: Если мы хотим развиваться, то не имеем права бояться перемен

Директор исполнительный филиала "Центр охраны здоровья" АО "Укрзализныця" Наталья Белинская

Весной этого года "Укрзализныця" с подачи Министерства инфраструктуры запустила реформу ведомственных железнодорожных заведений здравоохранения. Согласно видению правительства, национальный перевозчик должен сосредоточиться, в первую очередь, на перевозке пассажиров и грузов, а непрофильные активы (а это не только железнодорожные больницы) отдать в профессиональные руки.

Тема ожидаемо вызвала бурные обсуждения в обществе и наделала немало шума. В частности, мнения самих медиков о перспективах получить инвестора/концессионера разделились.  И если в киевских железнодорожных больницах не только поддерживают перспективу перемен, а еще и вносят макетинговые  предложения, то медики Одесской больницы находятся в жестком противостоянии. 

О ходе реформы и о перспективах железнодорожных больниц и ее медиках мы поговорили с директором исполнительным филиала "Центр охраны здоровья" АО "Укрзализныця" Натальей Белинской.

"Деятельность некоторых главных врачей, особенно в Днепре и Одессе, оказалась неэффективной"

 Добрый день, Наталья. Получается, что изменения неизбежны?

– Да, изменениям быть. "Укрзализныця" приняла решение о реформирования и изменение фокуса ведения бизнеса, о чем свидетельствует принятая Стратегия 2019-2023. Миссия "УЗ" звучит следующим образом: "...Строим стабильный, процветающий бизнес, который работает для поддержки и развития экономики, а также обеспечения благополучия Украины и наших сотрудников...".

Украина больше не часть Советского Союза. Железнодорожная сеть здесь была построена для обеспечения потребностей экономической модели, которой уже не существует. Сейчас наша экономическая модель ориентирована на Европу. Как известно, ни одна европейская компания не финансирует больницы, санатории, оздоровительные лагеря и тому подобное. Такая модель частично осталась в некоторых постсоветских странах, в частности в РФ. Поэтому, если мы хотим развиваться, то не имеем права бояться перемен! Надо взять на себя ответственность и качественно менять свой уровень жизни: как отдельно взятого гражданина, так и страны в целом.

 Реформа железнодорожных больниц стартовала с назначения гендиректоров медучреждений. Объясните, пожалуйста, как случилось, что после своего назначения они были вынуждены написать заявления на увольнение?

 Тогда реформа только начала запускаться. Медицинский персонал еще не адаптировался к запланированным УЗ изменениям. Параллельно с этим действовали жесткие карантинные ограничения, нормальная коммуникация была, к сожалению, невозможна. Мы все находились в стрессе, неизвестность пугала. Поэтому Министерство решило немного успокоить людей и перенести сроки реализации планов. А так как люди пришли вместе со мной, то они с пониманием отнеслись к такому шагу и написали заявления на увольнение по собственному желанию. Сейчас должности генеральных директоров клиник вакантны.

 Правда ли, что перед выбором директоров для больниц Вы не проводили оценку эффективности медучреждений?

 Нет, не правда. Я ее проводила. Это логичный шаг любого нового руководителя. Именно эта оценка и стала причиной для назначения новых людей в больницах. Потому как деятельность некоторых действующих главных врачей, особенно в Днепре и Одессе, оказалась неэффективной. К сожалению, убытки росли, а доходность снижалась.

"Некоторые страховые компании саботируют новые расценки на услуги от "УЗ"

 Расскажите об идее перевести железнодорожников на страховую медицину. В чем, по вашему мнению, целесообразность?

 Сейчас перед ЦОЗом стоит задача изменить культуру страхования и обеспечить железнодорожников работающей страховкой. Что не так в системе страхования железнодорожников?  Предлагаю обратиться к языку цифр. В "Укрзализныце" насчитывается 253 тыс. железнодорожников. Но только 73% из них застрахованы. Поэтому частичное обеспечение железнодорожников страховками является проблемой номер один. Проблема номер два  качество услуг страховых компаний. Неполное "покрытие" страховыми услугами спровоцировано их низким качеством. Даже если железнодорожник имеет на руках страховку, врач не всегда соглашается предоставлять медицинские услуги из-за недоверия к этим компаниям, которые, в свою очередь, не всегда спешат выплачивать деньги.

Сейчас почти 385 тыс. человек застрахованы: это железнодорожники, пенсионеры и члены их семей. Количество страховых случаев – на сумму почти 141 млн грн. Полученные страховыми компаниями платежи составляют почти 352 млн. грн. Общие выплаты  по страховым случаям – около 290 млн. грн. Де-факто, в среднем люди получают не более 2 тыс. грн страховых средств из-за определенных ограничений.

 А что предполагает новая программа страхования?

 Новая программа страхования, которая сейчас разрабатывается ЦОЗом, покроет все затраты на обследования, медикаменты, лечение, даже в случаях сложной патологии. Пенсионеры могут рассчитывать на 100 тыс. грн, работающие железнодорожники – на 150 тыс. грн. Эти средства будут распределены на амбулаторное и стационарное лечение.

Согласно статистике,  в 99% больничных случаях этой суммы будет достаточно для полноценного лечения. Потому что только 15%  всех больных нуждаются в стационарном лечении, 10% из них – тяжелые, и только 1% может потребовать более серьезных затрат.

Важно, что медицинское страхование также предусматривает и случаи онкологии (а именно 2 курса химиотерапии), туберкулеза, сахарного диабета. Все критические заболевания для жизни человека будут в полном объеме покрыты страховым полисом. Это инсульты, инфаркты, не говоря о более простых заболеваниях, таких как аппендицит, холецистит и др.

За счет новой программы страхования будет проведено перераспределение, и все без исключения  железнодорожники смогут обращаться в любые медицинские учреждения страны. В связи с этим, задача будущего инвестора – оснащать клиники таким образом, чтобы они были конкурентоспособными и люди могли выбирать лучшую из них.

 Как считаете, объективны ли опасения Ваших оппонентов на тот счет, что в прошлом Вы были консультантом и руководителем в страховых компаниях?

 Уверена, что они безосновательны. Мой опыт работы в страховой компании наоборот позволит выбрать лучшие программы, составить наиболее жесткую тендерную документацию и подойти с максимальной ответственностью к выбору страховщика.

Я знаю, как СК (страховые компании, — ред.) могут заключать договоры, прописывать программы. Сейчас этим  вопросом занимается комиссия по страхованию при "УЗ" из 12-ти человек. И после согласования она будет представлена общественности. На официальном сайте и в социальных сетях каждый сможет ознакомиться с ее деталями. В частности, будет готов договор и программа присоединения, в котором страховые компании уже не смогут изменить условия сотрудничества. Я думаю, что эта программа предложит лучшие условия для железнодорожников за всю историю "Укрзализныци". Ведь не все знают, что некоторые СК саботируют новые расценки на услуги от "УЗ". 

Некоторые компании продолжают работать по старым договорам, а, соответственно, и по не актуальным расценкам. Как вы понимаете, ценовая политика сейчас совсем другая, чем 5 лет назад. От этого "УЗ" несет убытки, и, как следствие, люди не могут получить полноценную медуслугу и рассчитывать на 100% покрытие полисом.

picture

 Не секрет, что в Украине, да и не только, существует тенденция, когда страховые компании работают с определенным кругом "прикормленных" клиник. Согласны ли Вы с этим? Как ЦОЗ собирается противостоять этому в случае перевода железнодорожников на страховую медицину?

 Мне, как бывшему руководителю страховой компании, об этом ничего не известно. Я работала открыто и честно, об этом свидетельствует моя декларация. Обычно страховые компании работают с людьми, которые их сами выбирают. Задача страховой компании – только платить по договору. СК  это не компания, выполняющая роль ассистента и рассказывающая "куда идти и что делать". СК – это финансовый инструмент, который берет на себя финансовые обязательства.  Согласно договору страхования, который разрабатывает "УЗ", все услуги для пациента будут абсолютно бесплатными. Человек пришел в клинику, бесплатно получил консультацию, пришел в аптеку и бесплатно забрал медикаменты! Замечу, что услуга будет закупаться на открытых тендерных торгах на "Прозорро".  

 Еще один риск перехода железнодорожников на страховую медицину связан с тем, что медики непрофильных клиник объективно не в состоянии оценивать, может ли пациент работать на железной дороге или нет. Согласны? 

 Я даже не знаю, как комментировать этот вопрос. Он не корректен. На сегодня профосмотры в наших клиниках проходит всего 10% железнодорожников. Соответственно 90% сотрудников "УЗ"  проходят их не в железнодорожных больницах. И никто не ставит под сомнение эти результаты. "УЗ" закупает эту услугу на условиях аутсорсинга.

У нас клиники расположены в пяти крупных городах. А железная дорога – это огромное предприятие по всей стране. И кроме пяти городов, в которых размещены восемь ведомственных больниц, у нас еще как минимум 200 районных центров, городов и т.д., где закупается эта услуга.  Система давно существует, давно налажена, и все медики понимают алгоритм профосмотра. Вы не задумывались на тем, что, например, горняки, шахтеры и люди других профессий, у которых нет своих профильных клиник, проходят профосмотры по такому же принципу, как и железнодорожники? Все просто – они также сотрудничают с больницами  на условиях аутсорсинга.

"Если оснастить отделения современным оборудованием, то бренд железнодорожных больниц привлечет  клиентов со всех сторон"

 Перейдем к вопросу концессии. Объясните необходимость передачи государственных клиник в частные руки. Как Вы смотрите на то, что таким образом государство лишается огромного количества гарантированных койкомест, скажем, для больных Covid-19?

 Наши клиники не определены базовыми под Covid-19. И поэтому говорить о гарантированных койко-местах для потенциально больных коронавирусом в этой ситуации не корректно. Как оказалось, эпидемиологическая ситуация в Украине управляема. Базовые больницы справляются. Но в случае выхода ситуации из-под контроля, Минздраву достаточно будет выдать соответствующее распоряжение и обязать все медицинские учреждения, и частные, в том числе, принимать пациентов с Covid-19.

 Любой инвестор, так или иначе, заинтересован в получении прибыли. Как он, по-вашему, сможет заработать на содержании железнодорожных больниц? Какие существуют риски для учреждений и их работников в случае, если инвестор не получит желаемого уровня дохода от больницы?

 Инвестор не зарабатывает на содержании. Он зарабатывает на работе. Железнодорожные больницы – это многопрофильные медучреждения с большим количеством отделений. Если оснастить отделения современным оборудованием, то бренд железнодорожных больниц привлечет  клиентов "со всех сторон". От этого выиграют все, в том числе железнодорожники. Также нужно понимать, что инвестор не ждет желаемого уровня доходов от больниц в течение первых 3-4-х лет как минимум. Это долгосрочные программы. Инвесторы понимают, что первый доход получают на 8-9-й год работы. Перепрофилировать больницы будет невозможно.

 Предположим, перепрофилирование больниц будет невозможным. Но как инвестор сможет зарабатывать, если УЗ переведет железнодорожников на страховую медицину и, как следствие, – страховые будут направлять их в частные клиники по своему усмотрению?

 В частные клиники отправлять точно не смогут, потому что программа страхования предусматривает обслуживание только в бюджетных медучреждениях. А здесь следует признать, что бюджетные медицинские учреждения все же уступают железнодорожным больницам. Люди привыкли к высокому профессиональному уровню ведомственных больниц "УЗ", потому, при условии надлежащего оснащения, этот бренд и дальше будет развиваться. Железнодорожники смогут приходить и обслуживаться в нормальных и современных клиниках.

 Как на скандал реагируют в Министерстве и "УЗ"?

 Реагируют с тревогой. Потому что считают, что недостаточно хорошо проходит коммуникация с лечебными учреждениями. И я согласна с этим.  Причина в том, что запуск реформы совпал с введением карантина, а значит с ограничениями на передвижение и запретом личных встреч. А отсутствие личных встреч с коллективом больниц и ее руководством негативно повлияло на дальнейшую коммуникацию. И теперь я наверстываю это.

Сейчас диалог налажен с киевскими больницами, Харьковом и Львовом. Есть вопросы по Днепропетровской и Одесской больницам. Но я надеюсь, что коммуникация восстановится. Я заинтересована в этом.

picture

 Есть ли вероятность, что идея отдать больницы в концессию не будет реализована?

 Вероятность неуспеха есть всегда. Только самоуверенный и откровенно глупый человек может утверждать, что успех будет стопроцентным. Но с профессиональной точки зрения я делаю все, чтобы эта идея была реализована.

"В ЖД-медучреждениях лечатся только 38% железнодорожников и 39% пенсионеров"

 Правда, что медикам сокращают количество рабочих часов?

 Это неправда. Поэтому даже не могу комментировать.

 Также мы слышали о жалобах сотрудники ЖД больниц на отсутствие премий на оздоровление в течение последних 2-х месяцев...

 Это временная ситуация. Она была спровоцирована мировым экономическим кризисом, а также пандемией коронавируса. Действительно, был приказ "Укрзализныци" о том, что выплата денег на оздоровление и отпускные пока приостановлены в связи с переходом "УЗ" на 4-дневную рабочую неделю. Но приказом от 21 июля все выплаты восстановлены. И люди в ближайшее время получат свои деньги. Текущие выплаты будут проводиться в обычном режиме, а задолженность будет погашаться по 25% до конца года.

 Когда сотрудники Одесской больницы устроили акции протеста, Вы сказали, что они не знают истинного положения дел в ведомственных больницах. Что Вы имели в виду?

– Я имела в виду финансовое состояние больниц. Я говорила о том, что они не знакомы с цифрами. Озвучу некоторые из них. Вот, например, знаете ли Вы, что в железнодорожных медучреждениях лечатся только 38% железнодорожников и 39% пенсионеров, остальные – это не целевой контингент, то есть не сотрудники "УЗ". И я еще раз хочу обратить Ваше внимание на то, что в наших клиниках открыты только 26% больничных. То есть из 250 тысяч железнодорожников только 65 тыс. обращаются за помощью к врачам железнодорожных больниц. 185 тыс. обслуживаются в бюджетных медучреждениях по месту жительства.

Например, в Киевских больницах койка "работает" более 230 дней в году, а в Одесской – всего 165 дней. В отделении отоларингологии, общей хирургии, гинекологии Одессы койка была занята менее 90 дней, то есть в три раза меньше необходимого. А в отделении офтальмологии –вообще 9 дней. Это свидетельствует о нерациональном использовании коечного фонда и о необходимости перепрофилирования в сторону более востребованных медицинских услуг. И врачи из других больниц разделяют это мнение.

 В СМИ обсуждают Ваше финансовое положение. В частности, тот факт, что Ваши активы в разы превышают доходы. Объясните, как это получилось?

 На протяжении десяти лет я декларировала деньги и вносила их на банковские счета. Думаю, Вы понимаете: для того, чтобы деньги положить на счет, банк вводит финансовые мониторинги. Это официально уплаченные налоги, официально подтвержденные доходы. Эти деньги получены мною официально, за счет дивидендов в работе со страховой компанией, а также от продажи недвижимого имущества и акций СК. Замечу, что 10 лет назад курс был и 6, и 7, и 8 гривен за доллар. Если перевести все по курсу 8, то мои доходы соответствуют затратам.

 Если говорить о приятной стороне Вашей работы, что удалось реализовать за первые месяцы во главе ЦОЗ? Чем можете гордиться?

 Удалось взять под контроль пандемию "ковида", удалось вместе с командой закупить все необходимые средства защиты для медиков: маски, халаты, позже – комбинезоны, дезинфицирующие средства, санитайзеры и так далее. Сейчас закупаем медтехнику. Также важно, что удалось создать команду единомышленников. 

Недовольна тем, что реформа продвигается медленно; тем, что были сделаны ошибки в коммуникации на начальном этапе моей работы с руководством больниц и не все врачи стали моими единомышленниками. Но я рассчитываю, что эта ситуация качественно изменится.






Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Новости партнеров


Новости

Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!