В МОН рассказали, как хотят изменить украинское образование
Минобразования разработало проект Концепции развития образования на 2015-2025 годы, но принят документ будет только после общественного обсуждения
Как пишет "Освіта.ua", концепция охватывает пять основных направлений развития образования, реформирование которых будет осуществляться в течение последующих лет. Первым направлением является приведение структуры образования в соответствие с потребностями современной экономики и интеграции Украины в европейское экономическое и культурное пространство. Так, предполагается привести в соответствие с типовыми европейскими нормами общую продолжительность обучения в школе (12 лет), а также продолжительность учебного года.
Переход с одного уровня образования на другой может осуществляться только с применением Внешнего независимого оценивания. Результаты ВНО при переходе с I на II ступень образования будут учитываться только для мониторинга качества образования, со II на III ступень – для дифференциации дальнейшей образовательной траектории: профессиональная школа, профессиональный лицей, академический лицей, гимназия и т.п.
Концепция предлагает предусмотреть с 2017 года полный переход старшей школы на профильную подготовку, включая создание новых типов учебных заведений III ступени. Постепенно выделить III ступень и создать отдельные учебные заведения, за исключением художественных, спортивных и других.
В высшем и профессиональном образовании предлагается перейти на трехлетний бакалавриат в год первого выпуска 12-летней школы и предусмотреть в университетах "нулевой" курс для лиц, которые получили полное общее среднее образование по другому профилю. Переход к двухлетней магистратуре предусмотрен в год первого выпуска трехлетнего бакалавриата.
Вторым направлением является реформирование содержания образования. В частности, планируется разработать и внедрить в течение 2015 – 2017 годов Национальный куррикулум для 12-летней школы, ввести единые стандарты/индикаторы знаний, умений и навыков в области ИКТ для учащихся и преподавателей, соизмеримых с международными показателями.
Одним из приоритетов Концепции развития образования является обеспечение равного доступа к качественному образованию всем гражданам Украины и превращению образования в социальный лифт. Для достижения этой цели предлагается ввести механизмы поощрения семей с низким социально-экономическим положением к участию их детей в дошкольном образовании и приспособление системы к потребностям семей. Кроме того, предлагается законодательно легализовать семейное и индивидуальное образование, упростить и четко регламентировать процедуры обучения в экстернате, изменить принципы финансирования малокомплектных школ путем ваучеризации школьного образования.
Изменится и процедура госзаказа на учебную литературу. Так, с 2015 года запланирован переход на систему отбора/заказа учебников и других учебных средств, издаваемых за счет государства, непосредственно школами. Конкурсы учебной литературы должны быть отменены.
Четвертым направлением станет реформирование системы подготовки и переподготовки педагогических, управленческих кадров в образовательном секторе, а также обеспечение высоких социальных стандартов для работников образовательной сферы. Будет демонополизирована система последипломного педагогического образования, введен ваучер профессионального развития учителя, самостоятельный выбор места повышения квалификации. Также предлагается внедрить комплекс мер, направленных на системное поощрение научной и профессиональной активности преподавателей, их международной и внутренней академической мобильности.
Наконец, пятым направлением является реорганизация системы управления, финансирования и менеджмента образования путем децентрализации, дерегуляции, введения различных видов автономии учебных заведений, соблюдение принципа ответственности учебных заведений за результаты образовательной и воспитательной деятельности. Для этого предлагается ввести принцип субсидиарности. Также предусматривается пересмотр объема и границ полномочий центральных и местных органов управления образованием, сокращение контрольно-надзорных функций, жесткая и четкая регламентация процедур и полномочий институтов, связанных с контролем и надзором.
Как писали "Комментарии", Минобразования намерено в 2016 году серьезно изменить правила поступления в высшие учебные заведения. В 2015 году, хотя в целом система поступления сохранится, ряд изменений также будет внедрен. Кроме того, реформа коснулась и Внешнего независимого оценивания знаний: количество тестовых предметов снижено до 12-ти, сертификаты оценивания станут одноразовыми, при этом тесты по украинскому языку и литературе, а также по математике станут двухуровневыми.