Гендиректор Данон в Украине Натали Алькер: "Мы настаиваем на равенстве подходов ко всем участникам рынка"

Портал "Комментарии" продолжает спецпроект "Comm:Corp" – цикл интервью с представителями глобальных зарубежных компаний в Украине и с иностранными дипломатами, по итогам которых редакция разработает "дорожную карту" – план инвестиционного развития страны. Герой нашего интервью – гендиректор Данон в Украине Натали Алькер, которая рассказала, как компания с мировым именем борется с подводными течениями украинского бизнеса и в чем секрет успеха ее команды. Мы также узнали, что такое "умный дом Данон" - уникальная стратегия принятия решений в компании и много других интересных деталей

СПЕЦПРОЕКТ "Comm:Corp"


"У Данон в Украине есть собственная реклама и мы даже шутим по-украински"

Натали, как вы проводите время в Украине, чем увлекаетесь?

 Знаете, я действительно наслаждаюсь временем, которое провожу здесь. Мне это очень нравится, я чувствую в Украине много позитивной энергии. Что касается свободного времени, во-первых, я посещаю фитнес-клуб каждые выходные, особенно люблю плавать. Также хожу в одну клинику, где нашла очень хорошего мануального терапевта для упражнений по укреплению спины. Что мне особенно нравится – так это посещать оперу и филармонию. Бываю там часто и могу отметить, что опера и филармония у вас на действительно на очень хорошем уровне. На определенные концерты я могу ходить даже дважды. 

Существует ли в Украине специальный бизнес-клуб или клуб интересов для экспатов, в котором люди могут говорить на английском, обсуждать повседневную жизнь?

Конечно, такое место есть, но оно не для досуга. Это настоящий профессиональный центр, в котором я являюсь членом Совета Директоров. Речь идет об Американской торговой палате в Украине. По моему мнению, это очень профессиональная организация и очень приверженная популяризации западных стандартов ведения бизнеса. Там мы обсуждаем, как влиять на то, чтобы бизнес в Украине все больше и больше был похож на западный и мы продвигаем это в многих направлениях.

Давайте поговорим о Данон. Охарактеризуйте свою компанию тремя словами...

 Данон – это здоровые продукты и высокие стандарты качества, и мы действительно привержены этому. Мы работаем здесь с такими же стандартами, как и в любой другой стране, где представлены. И через качественные здоровые пищевые продукты мы стремимся пропагандировать здоровый образ жизни.

Расскажите о бизнес-стратегии компании Данон в Украине.

Наша стратегия на самом деле очень подобна тем, что существуют в других странах. Мы продвигаем категории полезных молочных продуктов, частично наше портфолио по-настоящему посвящено здоровью: это Активия, Актимель, Растишка - продукты с дополнительной ценностью, которые содержат пробиотические штаммы или обогащены витаминами и микроэлементами. Лидирующие позиции в продуктовой линейке занимают молочные десерты Даниссимо. Конечно, Активия, Актимель, Растишка – это продукция, которую выпускает каждый Данон в мире. Что особенного в Украине – здесь есть Простоквашино – бренд традиционных молочных продуктов, что и является характерной особенностью украинского рынка, ведь традиционная молочная продукция нетипична для других подразделений Данон в мире.

Мы присутствуем в Украине уже на протяжении 20 лет. В прошлом мы приобрели компанию Unimilk, которая была достаточно крупным игроком на рынке. Мы получили этот бренд традиционной для Украины продукции и продолжаем развивать его, применяя стандарты качества Данон.

picture

А бренд Простоквашино представлен и в России?

Да, на самом деле это бренд, который представлен по всему региону СНГ, вы также можете увидеть его в Беларуси и Казахстане. И да, в России этот бренд играет важную роль.

А планируете ли вы запустить какой-то национальный украинский бренд?

 Простоквашино для меня настоящий украинский бренд. Почему? Потому что все, что мы производим в Украине это на 100% украинское молоко, которое приходит из украинских фермерских хозяйств. Мы недавно запустили йогурт Простоквашино с украинскими фруктами. И все, что мы делаем с маркетинговой и производственной точки зрения, делаем здесь, в Украине. У нас есть сильная команда, поэтому мы имеем собственную рекламу, даже шутим по-украински. Поэтому для меня Простоквашино – это настоящий украинский маленький кот (на упаковках продукции Простоквашино изображают кота, - ред.).

"Судебная система в Украине слабее и мы всегда должны учитывать это"

Легко ли в Украине вести бизнес?

Я бы сказала, что да и это будет честный ответ. В целом мы растем, становимся все более прибыльными. И вообще, мы работаем с подходом, очень подобным для других стран. Конечно, есть некоторые отличия, но они небольшие. Правда, есть и определенные сложности... Например, судебная система в Украине слабее и мы всегда должны учитывать это. Мы не можем быть уверены в том, что в проблемной ситуации украинская судебная система сможет на должном уровне поддержать иностранного инвестора.

Мы также понимаем, что некоторые конкуренты, определенные маленькие игроки, могут играть по другим правилам, не так честно, как мы. Данон - действительно честная компания, наша молочная продукция на 100% является молочной, мы отвечаем за качество, декларируем все на этикетке, но знаем, что некоторые так не делают. Опять же, это может быть не какой-то большой игрок, большая компания, а определенные люди, не играющие по правилам. И мы знаем, что, к сожалению, иногда система слишком слаба, чтобы победить это. Таким образом, данное положение вещей может создавать недобросовестную конкуренцию. Но мы надеемся, что украинский потребитель понимает: есть бренды, которым можно доверять и есть совершенно честные производители.

А если мы говорим о взаимодействии с налоговыми органами – имеете ли вы какие-то проблемы в общении, или, возможно, бывает так, что ошибаются они, а компания права?

Прежде всего, в компании весь персонал украинский, у нас есть отличная команда для коммуникаций по корпоративным, юридическим вопросам, и тому подобное. В компании вообще есть только два человека из других стран – это я и директор по закупкам. Моя команда способна эффективно взаимодействовать с государственной властью. И именно так мы хотим сотрудничать. Мы действительно платим все налоги, декларируем всех работников, все зарплаты – это все очень большие платежи. Но это справедливо, ведь мы говорим о хорошей инвестиции в Украину.

Но то, что мы платим много налогов, не означает, что к нам не приходят аудиторы. Данон получает много запросов на предоставление информации, нас пристально изучают... Например, на днях в нашей компании завершилась очередная налоговая проверка. Но мы гордимся тем, как работаем. Конечно, представители власти могут иметь вопросы, какие-то комментарии, но мы их обсуждаем и обычно находим общий язык. Не скажу, что это просто, иногда приходится прилагать много усилий, много времени тратить на обсуждение того или иного вопроса, но мы можем это уладить открыто и цивилизованно.

Какие трудности у вас возникают, как у иностранного бизнеса в Украине?

Мы лишь до определенной степени являемся иностранным бизнесом, как я уже говорила, – почти все, что мы здесь производим, является украинским, в команде – украинцы, мы действительно украинская компания. Международными нас делает то, что мы работаем по международным правилам и стандартам, также являемся частью одной большой мировой семьи компаний Данон. Поэтому в определенной степени это не так сложно. Это больше о том, все ли на рынке работают по правилам, как делаем это мы. Например, когда мы видим, что украинцы хотят лучшего уровня жизни – мы повышаем зарплаты своим сотрудникам, а когда вы декларируете все эти зарплаты – конечно, вы сталкиваемся с вызовом. Каждый раз, когда вы поднимаете зарплаты – следует увеличение налоговой нагрузки. Но я думаю, что это справедливо, мы должны это делать, ведь здесь идет речь об отношении к гражданам и обществу, в котором мы работаем.

picture

Данон в Украине отстаивает равные подходы ко всем участникам рынка. Мы готовы к проверкам, готовы открывать документацию, но мне интересно, осуществляется ли такой же пристальный надзор за другими игроками рынка? Поэтому мы настаиваем на равенстве подходов – пожалуйста, не рассматривайте под лупой только международные компании, проверяйте и других. Да, мы уязвимы, ведь мы большие на карте, у нас большой документооборот и тому подобное. Но я уверена, что не все на рынке могут быть настолько прозрачными, как мы.

А если говорить о конкуренции и маркетинге, что можно назвать честной конкуренцией здесь, в Украине?

Некоторые игроки на рынке, и я не хочу здесь конкретизировать, могут утверждать, что у них полностью молочная продукция, но это не так, она содержит немолочные добавки. Определив это, мы провели конфиденциальную беседу с некоторыми членами правительства, чтобы они самостоятельно могли проверить и решить вопрос. Пусть эти случаи не массовые, но мы считаем, что этому надо положить конец. Речь о тех маленьких вещах, которые нам нужно делать вместе с властью, ведь это справедливая конкуренция на будущее.

А как насчет фейковых новостей, ваша компания страдает от них?

Да, время от времени в интернет-пространстве появляются фейковые новости, но стоит ли их комментировать – большой вопрос. Каждый раз это предмет отдельной оценки и анализа. На самом деле я не помню за всю историю таких фейковых новостей, которые бы существенным образом влияли на бизнес. Кто-то генерирует их, кто-то имеет определенную цель. Для нас главное двигаться в выбранном нами направлении, быть полностью открытыми и честными. В таком случае мы становимся неуязвимыми к фейкам любого уровня и масштаба.

 Используете ли вы планирование в нашей турбулентной украинской среде?

Конечно, мы используем планирование. Правда, есть определенные переменные, но мы можем наблюдать следующее явление. Например, я пришла сюда (возглавила компанию Данон в Украине, - ред.) два года назад. За последние два года состояние иностранной валюты было более-менее предсказуемым, как и другие макропоказатели. Мы не обязательно смотрим на официальную статистику правительства, которая предусматривает очень низкую инфляцию, мы делаем свое собственное исследование вместе с определенными банками и определенными местными компаниями. И, как правило, мы достаточно близки к реальному положению вещей. Поэтому это не статичная среда, но я не могу сказать, что она непредсказуема.

И, конечно, мы планируем, мы должны это делать. У нас есть очень подробный план на 12 месяцев, и даже стратегическое планирование на три года. Несмотря на это, мы решили в текущем году вложить существенные инвестиции в размере нескольких миллионов евро, построили новую производственную линию в Кременчуге и открыли ее в июне. Мы уже запускаем инновации для этого, поэтому глобальная группа довольна и готова в дальнейшем поддерживать развитие в Украине. Если будет дальнейшее развитие, мы имеем все шансы привлекать дополнительные инвестиции.

Вы собираетесь открыть новый завод?

У нас уже есть два завода – один в Херсоне и один в Кременчуге и мы намерены инвестировать в их развитие, чтобы иметь еще больше мощностей, а если точнее – еще больше возможностей, ведь они находятся именно там.

"В компании Данон есть особый стиль лидерства"

Социальная ответственность. Что компания Данон в Украине делает в этом направлении?

Это важно везде, где мы работаем. Прежде всего мы в Украине для бизнеса, но, конечно, у нас есть ответственность как субъекта общества. Итак, прежде всего мы хотим иметь влияние в тех городах, где есть наше производство, там, где мы непосредственно взаимодействуем с сообществом. Например, в Кременчуге мы полностью профинансировали и построили детскую площадку. Мы открыли ее несколько месяцев назад. Город не имел своей детской площадки в парке, а потребность населения была.

В Херсоне мы также организовываем специальные экскурсионные визиты на наши заводы для школьников. Это часть их развития и обучения. Дважды в неделю мы регулярно в течение года принимаем детей, чтобы представить им систему производства и показать, как она работает. Так они становятся ближе к производству своих любимых продуктов и в то же время мы предоставляем им дополнительную информацию о здоровье и здоровых пищевых привычках. Мы планируем распространить такую практику и для Кременчуга. Однако еще работаем над подготовкой завода (специальные условия для обеспечения безопасности детей на производстве, и тому подобное).

picture

Традиционно каждый год в июне в компании проходит месяц волонтерства, который объединяет всех сотрудников в социальных активностях для общества. Мы поддерживаем несколько вещей – это может быть эко-активность по уборке парков или сортировки мусора на специальных станциях, может быть обучение здоровому образу жизни и питанию в школах, а может быть помощь в домах для престарелых. Конечно, это не первоочередная обязанность, но мы надеемся, что таким образом предоставляем возможности, помогаем обществу даже вне нашей прямой деятельности.

Кроме корпоративных активностей, лично я финансово поддерживаю Международную организацию "Красный Крест", которая помогает беженцам из Донбасса.

 Данон входит в топ-5 компаний по производству отходов из пластика. Как вы боретесь с этой проблемой или с таким имиджем?

Да, это не имидж, это правда. Мы входим в список из-за упаковки, которая нужна для нашей продукции. Это действительно очень серьезно, поэтому есть глобальные обязательства группы компаний Данон – перейти к циркулярной экономике. Специфическим вопросом для Украины является прежде всего качество пластика, который мы имеем, и качество упаковки вообще. Около 80% упаковки, которую мы используем в Украине, подлежит вторичной переработке. И мы планируем, что в 2025 году это будет 100% упаковки. Например, на нашей новой линии 100% стаканчиков производятся из материала, подлежащего вторичной переработке. Так что это часть стратегии. Конечно, проблема в Украине в том, что на национальном уровне еще нет внедренной системы переработки отходов. Но мы гордимся, что подписали меморандум вместе с другими международными компаниями по внедрению расширенной ответственности производителя. Такая практика применяется во многих странах, где работает Данон, и мы считаем это лучшим примером. Это европейская система, где производитель таким образом может сделать свой вклад через конкретный налог, и эти налоги собираются и управляются не единолично, а коллективно, чтобы удостовериться, что средства были потрачены на общество, на систему переработки, сортировки отходов и тому подобное.

 Стоит понимать, что не все в этой ситуации зависит от вашей компании?

 Верно. И чего нам не хватает в украинском контексте, так это нового закона. И мы настаиваем на том, чтобы закон был подобен европейскому. В последние годы вокруг этого было много игр разных политических сил, потому что на этом потенциально можно заработать много денег... И мы видели, что не все хотели играть справедливо, но, к счастью, не было консенсуса. Теперь это задача на будущее, и мы надеемся, что, возможно, с новым парламентом новый закон может быть принят по аналогии с лучшими европейскими практиками, именно за это мы выступаем и к этому мы стремимся.

Итак, сейчас мы решили софинансировать международных экспертов для получения рекомендаций по внедрению соответствующей системы. Мы это сделали на базе Американской торговой палаты в Украине. Мы поддерживаем инициативу, где есть эксперт, которого мы избрали, и который подробно опишет, как можно внедрить европейскую систему в Украине. Ожидаем, что все рекомендации должны быть готовы в конце октября, и затем, имея зрелое видение и позицию, лоббирование нового закона может быть более эффективным. Наша компания понимает, что в определенный момент это может вылиться для нас новым налогом. Но мы готовы это принять, если будем знать, что собранные деньги действительно будут использованы для системы управления отходами упаковки.

Расскажите об отношениях между экспатами и местными сотрудниками. Какое управление вы используете? Может, авторитарное (шутка)? А может, демократическое?

Ну, я типичный человек в стиле Данон, ведь уже 20 лет работаю в компании. Я была генеральным директором в другой стране, в частности, во Франции. Это впервые, когда я живу за границей, поэтому думаю, что у меня очень французский стиль. Итак, что я стараюсь делать прежде всего – это самостоятельно принимать решения, я готова к этому и имею соответствующий опыт. С другой стороны, мы можем быть очень эффективными и очень успешными с помощью делегирования полномочий. У меня очень сильная команда, очень высококвалифицированный CODI (совет директоров, - ред.), высочайший уровень профессионализма, сильные лидеры в командах.

Мы называем нашу стратегию "умный дом Данон". У нас есть специальные коллективные площадки для принятия решений (комитеты), но каждый сам выбирает лидерские направления в команде и возможность влиять через собственные проекты и инициативы. Я оставляю за собой право окончательного решения – сказать "да" или "нет". Наша компания – очень хорошее место для профессионального роста сотрудников. Есть особый стиль лидерства Данон. Все мы в этой компании разделяем единые ценности, которые лежат в основе понятия лидерства – они называются HOPE (с англ. - надежда, - ред.). Н (humanism) – гуманизм, O (opennes) – открытость, P (proximity) – приближенность, E (enthusiasm) – энтузиазм. И если вы тоже цените это – вы даноновец! 

Если говорить об ассортименте продукции. Какой ваш любимый продукт?

Я потребитель Активиа. Моя команда знает, что молочка – часть моего рациона. Также мне очень нравится "ряженка" это то, что я открыла для себя здесь, в Украине. Этот неповторимый вкус, который даже без сахара имеет сладковатый оттенок – ну очень вкусно! Сейчас мы запустили линейку ALPRO продукты на растительной основе. Они не производятся в Украине, они производятся в Бельгии, ведь у нас нет такого типа мощностей. И для людей, которые не воспринимают лактозу, это хорошая альтернатива миндальное молоко, кокосовое молоко и так далее... Так что это мои любимые продукты.

Я употребляю также сметану. Конечно, ем ее не так, как это делают украинцы. То есть не ем борщ со сметаной каждый день, но добавляю немного сметаны, когда готовлю для себя.

ДОСЬЕ

picture

Натали Алькер (Nathalie Alquier) родилась 5 апреля 1965 года в городе Кастр (Тарн, Франция). В 1988 году закончила Высшую коммерческую школу в Жуй-ан-Жозасе – пригороде Парижа.

С 1988 по 1997 годы работала менеджером по маркетингу в группе Колгейт Палмолив, а с 1998-го – началась карьера в группе компаний Данон. Первая должность в компании – директор по маркетингу, отвечала за детское и подростковое портфолио продуктов в подразделении Данон Бисквитс.

В 2002 году Натали Алькер была назначена директором по маркетингу Французского подразделения Данон Бисквитс, отвечала за категорию десертов. С 2005 по 2011 годы была Генеральным директором водного подразделения Данон во Франции. С 2012 по 2015 годы занимала кресло вице-президента компании Данон по вопросам качества и устойчивого развития, а в 2016-м возглавила Европейскую группу роста категорий в Данон.

С августа 2017 года Натали Алькер – Генеральный директор Данон в Украине. Отвечает за бизнес подразделение молочных продуктов и продуктов на растительной основе.

Член совета директоров Американской торговой палаты в Украине


Источник: comments.ua
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Поделиться