Рубрики
МЕНЮ
Татьяна Веремеева
Гривна укрепляется, а цены в Украине
не падают, в частности, из-за инерционности: предприниматели, импортируя товар,
закладывали значительно выше курс и не переносят эффект на потребителей сразу.
Об этом заявил заместитель председателя Национального банка Украины Дмитрий Сологуб.
Насколько это объяснение соответствует действительности, и почему при
ослаблении гривны цены растут, а при усилении – не меняются, изданию "Комментарии"
рассказали эксперты.
Руководитель отдела аналитики
компании Forex Club Андрей Шевчишин отмечает, что описанная практика действительно
используется рынком.
"Предприниматели осознают временность
текущих уровней курса. С одной стороны, есть опыт предыдущих лет, а с другой
стороны, они оценивают информационный фон и следят за прогнозами авторитетных
институций, которые указывают на девальвацию к уровням 27 грн. за доллар, – поясняет
эксперт. – Проводя бюджетирование раз или два раза в год, предприниматели
закладывают завышенный курс с учетом возможных курсовых колебаний. Импортируя
товар за доллары, предприниматели и компании реализуют его в течение
длительного времени за гривны. В период реализации может произойти ослабление
гривны, в результате чего полученных средств для закупки новой партии товара
может не хватить, а значит лучше заложить завышенный изначально курс в цену
реализации".
Шевчишин подчеркивает, что укрепление
гривны повышает доходность импортеров. Компании импортеры с высокой
оборачиваемостью капитала или быстрым периодом реализации продукции могут
снижать отпускные цены, проводить аукционные распродажи, поскольку для них
девальвационный риск ограничен коротким периодом.
"Но даже такие импортеры, оценивая
конъюнктуру рынка и цены конкурентов, предпочитают придерживать отпускные цены,
чтобы накопить запас прочности для будущих периодов, – подчеркивает аналитик Forex
Club. – При ослаблении гривны цены импортеров, как правило, растут, если есть
угроза изменения курса, ранее заложенного в бюджет. Если предположить, что
компания заложила на текущий год курс 27 грн. за доллар, а сейчас гривна
торгуется на уровне 25 грн. за доллар, то, скорее всего, до отметки 26,5 грн.
за доллар импортеры не будут повышать цены на свою продукцию".
Экономист Иван Никитченко также
согласен с пояснениями представителя НБУ.
"В цене любого товара присутствует не
только его себестоимость (закупочная цена, транспорт, налоги, коммуналка и
т.д.), но и риск. К сожалению, в Украине этих рисков много. Это и риск
изменения курса, – подчеркивает Никитченко. – Несмотря на то, что в этом году
курс укрепился, все хорошо помнят, что он у нас может "улетать" очень резко в
другую сторону. Плюс, даже правительство закладывает в бюджет-2020 курс 27
грн/долл. Бизнесмен, покупая товар сегодня, в цену закладывает стоимость
следующей партии товара – а ее он может купить уже по курсу 27 грн./долл.
Дополнительно, происходит общий рост цен в стране".
Предприниматель не живет в вакууме,
он тоже ходит в магазин, платит зарплату и т.д. – инфляция отражается и на нем,
то есть на конечной цене товара, поясняет экономист.
"Только после нескольких лет макроэкономической
стабильности, предприниматели станут закладывать в цену товара меньшие риски, и
стоимость импортных товаров в магазинах станет точнее реагировать на изменения
курса", – резюмирует Никитченко.
Эксперт инcтитута Growford Алексей
Кущ называет объяснение представителя НБУ "абсолютно неадекватным".
"Инерционностью предпринимателей
можно прикрываться лишь если нацвалюта укрепляется на кратковременном
интервале. А потом всё быстро сменяется девальвацией. Тогда, действительно, предприниматели,
несмотря на крепкую гривну, формируют негативные курсовые ожидания – и
закладывают их в цену. Но в Украине совсем иная ситуация, – говорит Кущ. –
Гривна укрепляется с начала лета. Мы видим устойчивый тренд на укрепление. Так
что инерционность предпринимателей могла бы срабатывать в случае продажи товаров
длительного пользования (авто, дорогая бытовая техника – то, что стоит
достаточно дорого и продается достаточно долго). Но всё это не имеет никакого
отношения к продаже потребительских товаров с коротким сроком рыночного
обращения. Тех же продуктов питания".
Финансовый эксперт считает, что в
Украине имеется две причины, почему не происходит адекватного снижения цен.
"Первая причина – монополизация
рынков, – говорит Кущ. – Монополии не хотят упускать часть прибыли. Если
нащупали определенный потребительский спрос, то пытаются его максимально долго
удерживать ценовой порог. Классический пример монопольного давления – отечественный
рынок автомобильного топлива. Там удерживают цены и когда гривна укрепляется, и
когда цена на нефтепродукты в мире падают".
Второй причиной эксперт называет тип украинского
рынка и потребительского спроса.
"У нас довольно низкий уровень платежеспособности населения – по сравнению с развитыми странами. Это формирует своеобразную маржинальную модель заработка на торговле, – поясняет Кущ. – В экономически более благополучных странах торговые сети работают по принципу увеличения оборота, тогда как торговая наценка на товары там небольшая. У нас же из-за низкой платежеспособности населения торговые сети стараются зарабатывать не на объеме, а на торговой наценке. Они понимают, что если начнут резко снижать цены, украинцы, стесненные в средствах, не будут резко покупать больше товаров. К тому же ускорение оборота товаров – это тоже определенные затраты. Вот и предпочитают зарабатывать на торговой наценке, не особо обращая внимания на такие факторы, как то же укрепление нацвалюты".
Новости партнеров
Новости