Рубрики
МЕНЮ
Татьяна Веремеева
Украинское правительство 15 ноября
приняло решение "О признании утратившим силу постановления Кабмина от 26 июня
2019 № 560", которым устанавливались предельные тарифы на услуги по теплоснабжению
и горячему водоснабжению населения. Эксперты для издания "Комментарии"
оценили это решение, которое, по данным Минэнерго, обеспечивает устойчивое
прохождение отопительного сезона и устраняет угрозу отключения городов от газа
из-за экономически необоснованных ставок тарифов.
Эксперт по энергетическим рынкам
компании Dragon Capital Денис Саква считает решение правительства правильным.
"Постановление имело сугубо
популистический характер. Предельная цена не была привязана к рыночным ценам на
газ, который составляет львиную долю затрат на тепло, – поясняет эксперт. – В
случае, если предложенный тариф покрывал цены на газ – это постановление было
не нужно. Если не покрывал, то оно бы мешало нормальному функционированию
отрасли, так как создавало бы дополнительные риски своевременной оплате за газ
теплокоммунэнерго (ТКЭ) и требовало бы поиска механизмов финансирования такой
субсидии".
Сопредседатель Фонда энергетических
стратегий Дмитрий Марунич также считает, что отмененное постановление принималось
уходящим правительством Владимира Гройсмана в политических целях.
"Ряд ТКЭ работали бы себе в убыток,
если бы это постановление было реализовано, – уверен эксперт. – Другой вопрос,
что тарифная политика в нашей стране в целом алогична и неправильна. Следовало
корректировать тариф на входящий газ. Это был бы нормальный естественный
механизм. Но этого не сделали. При этом у Кабмина были (и пока есть) рычаги,
чтобы уменьшить тариф. Но сделать это наше правительство может лишь до января
следующего года. С 1 января 2020 года вступает в силу новый закон о рынке
природного газа, и тогда правительство утратит свои регуляторные функции. Цена
будет отпущена в свободное плаванье – ее начнут устанавливать на бирже".
Директор ООО "Оператор
газотранспортной системы Украины" Сергей Макогон отмечает, что является
приверженцем политики децентрализации. Но подчеркнул, что вместе с полномочиями
и финансами, местные общины/власти должны нести и ответственность, в первую
очередь, перед своими избирателями.
"Это относится и к ТКЭ. Как
правило, местные тепловые сети являются либо государственной, либо коммунальной
собственностью. Поэтому местные власти должны нести полную ответственность за
их эффективную работу и за обеспечение населения теплом, – поясняет Сергей
Макогон. – Они должны искать эффективных управленцев, привлекать финансы на
проекты повышения энергоэффективности. Если же все, на что они способны – это
повышение тарифов, то это – их ответственность перед их избирателями".
Эксперт подчеркивает, что проблемы
местных ТКЭ не должны решаться на уровне Кабмина.
"На уровне правительства нужно
разрабатывать механизмы поддержки местных властей, в том числе дешевыми
кредитами на проекты модернизации и энергоэффективности, – поясняет Макогон. –
То, что в последние годы отопительный сезон в ряде городов начинается только
после личного вмешательства президента или премьер-министра, говорит только о
полной некомпетентности местных властей. Так как именно они сдают в управление
местные сети непонятным компаниям, которые создают многомиллионные долги за газ
перед поставщиками. Если среди тысяч объектов ТКЭ проблемы есть только у
единиц, это говорит о том, что проблема не имеет системного характера, а носит
именно локальную специфику, в которой должны разбираться местные власти. А
возможно и правоохранительные органы".
Новости партнеров
Новости