Рубрики
МЕНЮ
Сергей Медведев
Эксперт-международник, глава правления неправительственной организации "Майдан закордонних справ" Олег Белоколос охарактеризовал ситуацию как "дело ясное, что дело темное".
"Комментируя субботние переговоры президентов России и Беларуси, газета "Известия" обратила внимание на то, что во время встречи на высшем уровне, приуроченной к двадцатилетию Союзного государства, в зале резиденции "Бочаров ручей" на короткое время внезапно погас свет, — отметил эксперт. — Очевидно, этот курьезный момент уже стал, как любят часто говорить сегодня в России, в какой-то степени знаковым для всей пятичасовой встречи, которая, как известно, закончилась безрезультатно. А ведь от нее многие в Москве ожидали настоящих "поворотных решений". При этом, судя по имеющейся и крайне скупой информации, 7 декабря в Сочи предполагалось подписать или анонсировать целый ряд двусторонних документов, которые бы де-факто создали общее российско-белорусское политическое, экономическое, налоговое, социальное, информационное и культурное пространство".
Пока, по словам Белоколоса, понятно одно – предполагаемый блок документов про так называемую "углубленную российско-белорусскую интеграцию" не подписан, а сама встреча в Сочи претендует на звание российский "внешнеполитический провал года" и явно станет предметом серьезного анализа в Кремле.
"Удастся ли Москве достичь желаемого и в будущем интегрировать Беларусь "по-русски" — пока неясно, — продолжает эксперт. — Почти всё покрыто политическим мраком, из которого временами доносятся новости о том, что Минск вроде бы не готов ни к политической интеграции, ни к единой валюте. Многое, очевидно, станет известно после встречи на высшем уровне, уже назначенной на 20 декабря, в канун Нового, 2020 года. Хотя, как также хорошо известно, в потемках и впопыхах не то, что салат "Оливье" приготовить, и бутерброд-то икрой хорошо не намазать".
Директор Киевской академии политических перспектив, политический эксперт Михаил Железняк подчеркивает, что еще два месяца назад тайна об объединении двух государств была покрыта мраком. Мало кто понимал, о чём говорит Москва с Минском. В настоящий же момент риторика двух стран стала практически одинаковой.
"Минску важно договориться о цене на газ на следующий год, вложив свое предложение в пакет программ. Речь идет о программе действий по реализации союзного договора. Таким образом, Беларусь может получить рекордно выгодную цену на газ, — поясняет Железняк. — Создание единого рынка — цель РФ. Задача в том, чтобы бизнес в России и Беларуси чувствовал себя одинаково. Страны спешат назвать этот процесс интеграцией. Есть риск, что много лоббистов включится в протест, если кто-то попробует начать переписывать законодательство, заступая на интересы бизнеса".
По мнению эксперта, создавая единый рынок, многие предприятия в Беларуси не смогут конкурировать с российскими монстрами.
"Если соглашение будет подписано — то можно уверенно сказать, что это не интеграция, а надутая гармонизация законов. Беларусь должна будет изменить сотни своих законов", — говорит Железняк.
Директор КАПП уверен, что не стоит недооценивать ситуацию относительно интеграции.
"Не исключаю, что следующим шагом может стать диалог о единой валюте и, как следствие, о совместном правительстве, — поясняет Железняк. — Если вместо России появится новое государство, то все ограничения на количество президентских сроков отменятся. Это позволит президенту РФ пролонгировать свои полномочия, которые заканчиваются в 2024 году".
Реакция протестующих жителей Беларуси более чем объяснима, считает эксперт.
"Украина — яркий пример страны, части которой были аннексированы РФ. Сближение с Россией способно перерасти в оккупацию, прикрытую дипломатическими договоренностями", — отмечает Железняк.
Аналитик, политтехнолог Александр Кочетков считает, что Владимир Путин давно принял окончательное решение о дружественном или не очень дружественном, но все равно поглощении Беларуси.
"И Александр Лукашенко это понимает, — говорит Кочетков. — И никакие митинги беларусов этому помешать не могут. Даже Майдан в Минске не сможет — он просто будет подавлен с участием российских силовиков".
О фактической решенности вопроса, по мнению аналитика, говорят и места переговоров — сейчас в Сочи, следующий раунд – Питере.
"Недоимператор вызывает батьку к себе "на ковер", — продолжает Кочетков. — Поэтому на переговорах Путин-Лукашенко речь идет о цене вопроса, форме интеграции и гарантиях Александру Григорьевичу, который себя не мыслит вне власти. Но Путин тоже не мыслит себя вне власти, и силовые возможности его достаточны, чтобы навязать Беларуси свою позицию".
То, что формально никаких документов на сочинской встрече подписано и обнародовано не было — на пользу Украине, уверен эксперт.
"Это наглядно демонстрирует Владимиру Зеленскому, что с Путиным можно встретиться, поговорить и не капитулировать. Во всяком случае, сразу, — поясняет Кочетков. — А вот если в Париже ни о чем не договорится и не подпишет Зеленский, то это уже козырь для Лукашенко, который сможет 20 декабря говорить Путину: "Ты, мол, сначала реши с Украиной, а Беларусь-то всегда и добровольно готова к объединению". То есть, у батьки появится возможность спрятаться на нашу геополитическую спину".
Новости партнеров
Новости