Рубрики
МЕНЮ
Максим Иванов
Сегодня в Париже состоится долгожданная встреча в "нормандском формате" лидеров четырех стран Владимира Зеленского (Украина), Ангелы Меркель (ФРГ), Эммануэля Макрона (Франция) и Владимира Путина (Россия). В течение последних нескольких недель как украинские, так и зарубежные СМИ публиковали множество вариантов того, что именно будет обсуждаться на переговорах и по какому сценарию они пройдут. 2 декабря Зеленский назвал три цели встречи в "нормандском формате": обмен пленными с четкими сроками; перемирие и полное прекращение огня на Донбассе; полный вывод всех незаконных воинских подразделений с Донбасса. Кроме того, президент Украины отметил, что намерен предложить в Париже новый формат переговоров, в котором будет обсуждаться вопрос оккупированного Россией Крыма.
Эксперты оценили для издания "Комментарии" шансы сдвинуть с "мертвой точки" процесс урегулирования конфликта на Донбассе после сегодняшней встречи в "нормандском формате".
Так, эксперт Высшей школы экономики Максим Семенов невысоко оценивает шансы на значительный прогресс в вопросе Донбасса.
"Проблема в том, что все внешние силы, Франция, Германия и Россия, настаивают на прямом выполнении Минских соглашений и не подавали сигналы о готовности так или иначе пересмотреть условия "Минска". Реализовать же Минские соглашения так, как их подписал Порошенко, (то есть сначала разведение войск, после проведения выборов и в самом конце передача контроля над границей), Зеленский вряд ли сможет. У этого решения есть очень серьёзная оппозиция внутри Украины, которая, как мы видим, нагнетает ситуацию в центре Киева", – отмечает Семенов.
Проблемой для власти, по словам эксперта, является также и то, что Зеленский сам "раздул" значимость нормандской встречи и переговоров с Путиным.
"В результате велик риск того, что, создав завышенные ожидания, он так и не сможет предоставить обществу внятных итогов нормандской встречи, – говорит Семенов. – Это, в свою очередь, сильно ударит по позициям Зеленского как президента мира, и выставит его недоговороспособным политиком на международной арене. После чего судьба Украины уже окончательно будет решаться без её участия".
Наилучшим решением нормандской встречи эксперт видит тактику малых шагов: обмен пленными по формуле "всех на всех" до Нового года, продление действия закона об особом статусе Донбасса, постепенное разведение войск по всей линии фронта, снятие блокады территорий самопровозглашенных республик.
"То есть, выполнение ряда гуманитарных шагов для снятия напряженности и восстановление контактов между людьми, – поясняет Семенов. – Именно это (заморозка конфликта по приднестровскому сценарию), я счел бы вполне хорошим результатом и таким, который мог бы устроить все стороны переговоров. Пойдет ли на это Зеленский, зависит только от него самого и его способности выполнить взятые на себя обязательства. Если он достигнет хотя бы маленьких успехов, которые я обозначил выше, он наверняка войдет в историю как президент-миротворец. Вернется из Парижа без конкретного результата — об Украине и украинцах забудут до наступления следующего электорального цикла. Сильные державы ждать готовы… А вот Украина – вряд ли".
То, что привезет Зеленский с "нормандского саммита", не будет похоже на какой-то конкретный результат. Скорее станет закреплением продолжения процесса переговоров, считает политический консультант Ярослав Божко.
"Любой процесс будет длительным и может быть остановлен в любой момент – решения саммита не являются юридически обязующими, – отмечает Божко. – Всё это может подаваться как большой дипломатический прорыв, однако не имеет много смысла сдвигать ситуацию с мертвой точки. В существующих условиях у Украины нет ресурсов для давления на РФ на том уровне, чтобы Россия приняла нужную для Киева парадигму решения конфликта".
Этот факт, по словам политконсультанта, контрастирует с убеждением многих сторонников Зеленского, который на самом деле единственный в Париже сегодня будет рисковать рейтингом внутри своей страны.
"Но признание этой позиции Зеленским было бы частично отрезвляющим для лояльных к нему граждан", – резюмирует Божко.
Эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Валентин Гайдай высказал мнение, что сегодня в Париже Зеленского в любом случае будет ожидать удар – как бы переговоры не закончились.
"Он в положении "вилки" в шахматах – в любом случае надо будет жертвовать фигурой, – поясняет Гайдай. – Его противники будут трактовать как предательство и переход "красной линии" абсолютно всё – рукопожатие с Путиным, не поднятие вопроса Крыма, любой документ или заявление, где хотя бы косвенно упоминается об особом статусе Донбасса, выборах, амнистии, переговоров с представителями непризнанных "республик" и так далее. Его избиратели и сторонники не простят Зеленскому, если он приедет с пустыми руками или еще хуже — поддастся на давление улицы".
Скорее всего, чем-то результативным эти переговоры не закончатся, считает эксперт УИАМП.
"Если снова использовать шахматный термин, то абсолютно все стороны переговорного процесса находятся в патовой ситуации: Европа не может надавить на Россию, Россия – на Украину, Украина – ни на Европу, ни тем более на Россию, – продолжает Гайдай. – В итоге – ни Зеленский не сможет навязать свой план, ни Зеленскому не смогут навязать пресловутую "формулу Штайнмайера" или какие-либо отдельные пункты Минских соглашений".
Полным провалом, по мнению политолога, будет, если Зеленский выйдет за рамки вопросов, которые обсуждаются в нормандском формате. Например, поднимет вопрос Крыма.
"Это будет означать паралич и так практически недееспособного переговорного процесса, и, как я уже сказал, сильный репутационный удар по Зеленскому, – уверен Гайдай. – Но всё же я склонен считать, что полного провала не будет. Как, собственно, прогресса. "Четверка" должна будет сделать либо совместное заявление, либо каждый лидер отдельно прокомментирует результаты встречи. Значит, будут абстрактные фразы, не несущие информативности и результативности. Грубо говоря, договорятся до того, что будут договариваться дальше, что, по сути, будет означать тупик нормандского формата".
Впрочем, не исключает эксперт и каких-то позитивных результатов по итогам встречи.
"Например, достижение договоренности об очередном обмене пленными, которого не было уже два года (сентябрьский обмен был не в рамках Минских соглашений). Также, в перспективе возможен процесс полного разведения сил и постепенной заморозки конфликта, – говорит Гайдай. – Не стоит забывать и о возможных двусторонних переговорах Путина и Зеленского. Если не будет форс-мажоров, и они состояться, от них может быть больше результативности, чем от переговоров в рамках "четверки".
Как ранее сообщало издание "Комментарии", помощник президента РФ Юрий Ушаков подтвердил информацию о том, что после завершения нормандских переговоров состоится встреча лидеров Украины и России Владимира Зеленского и Владимира Путина.
Новости партнеров
Новости