Рубрики
МЕНЮ
Профессор политологии Киево-Могилянской академии, научный директор Фонда «Демократические инициативы» Алексей Гарань оценил для издания «Комментарии» дипломатические победы и провалы Владимира Зеленского в первый год на посту президента
"Если говорить об основных внешнеполитических векторах Украины – евроатлантическая евроитегрция, а также отношения с Россией, то тут, исходя из предвыборных установок Зеленского, не должно было произойти радикальных переориентаций. Большинство электората "Слуги народа", на самом деле, поддерживало евроатлантическую интеграцию. И в целом этот вектор не поддавался сомнению со стороны Зеленского и правящей партии. Хотя некоторые изменения в риторике настораживали. Глава МИД Пристайко и вице-премьер по евроинтеграции Кулеба, которые спустя какое-то время поменялись местами, призывали не акцентировать на членстве в НАТО, в ЕС, на предоставлении Украине ПДЧ. Мол, это само собой разумеется. И не стоит сейчас говорить о том, чего мы в ближайшее время не сможем достичь. С одной стороны, это верно. С другой – вносило в умы украинцев и наших западных партнеров определенную дезориентацию. Оказалось, что тональность относительно геополитической определенности Украины может изменяться.
Что касается отношений с США, то на этом направлении Зеленский практически сразу столкнулся с настоящим вызовом. Так или иначе, он оказался втянут во внутриполитический скандал Штатов (известный телефонный разговор с Трампом). В целом из него удалось выйти без особых потерь. Хоть заявления и тональность Зеленского во время разговора с Трампом вызывали вопросы касательно позиции президента Украины в отношении наших европейских союзников – Франции и Германии. Ведь Зеленский поддержал критику Трампа относительно якобы малой помощи Украине со стороны лидеров ЕС. И всё же, еще раз отмечу, что Зеленскому в конечном счете удалось выйти из сложившейся неприятной ситуации.
На российском направлении, в контексте Донбасса и Крыма, со стороны новой украинской власти были разные сигналы – от сильных заявлений, которые вызывали критику в Кремле (к примеру, что СССР несет ответственность за развязывание Второй мировой войны), до заявлений в стиле "какая разница" (в рамах декоммунизации), что дезориентировало украинское общество. Зеленский сделал акцент на двустороннем формате переговоров с РФ. Том самом формате, в котором Украина при всех президентах проигрывала. Да, ему удалось освободить часть украинских заложников, моряков. Но, по мнению ряда экспертов, Украина при этом пошла на слишком большие уступки. А кроме того согласилась на "расширенную" формулу Штайнмайера: на то, что должен быть особый спецзакон о выборах в ОРДЛО.
Ну, а подписание главой Офиса президента Андреем Ермаком 11 марта предварительной договоренности о создании в рамках переговоров в Минске Консультативного совета, где рядом стояли подписи "полномочных представителей" (!?) ОРДЛО – это и вовсе отход от украинских позиций.
Видно, что Зеленский пытается продвинуть вперед решение проблемы урегулирования конфликта на Донбассе. Чего-то удалось достичь (те же обмены, открытие моста в Станице Луганской). Но в целом наивные представления Зеленского в стиле "достаточно перестать стрелять", продемонстрировать миролюбие – не сработали. Более того – это ухудшило украинские переговорные позиции. Правда, в последнее время мы увидели, что украинская делегация в ТКГ сделала ряд сильных заявлений. Как это ни удивительно, но вполне в духе Порошенко. Отмечалось, что должны вернуться в украинскую собственность "национализированные" предприятия на территории ОРДЛО, которым следует возобновить уплату налогов в украинский бюджет. Подчеркивалось, что Украина не будет вносить в Конституцию "особый статус" ОРДЛО. Это – сильные заявления. И они вселяют оптимизм, что предыдущие неоправданные уступки со стороны Украины, с неодобрением встреченные украинским обществом и с непониманием – нашими западными союзниками, можно отыграть назад.
Но ситуации всё еще остается опасной. Связано это с тем, что ключевую роль во внешнеполитической деятельности играет нынешний "вице-президент" Андрей Ермак. Он взял на себя сначала американское направление, оттеснив МИД, что не привело ни к чему хорошему. Потом подхватил и российское. Где-то его действия укрепляют рейтинг Зеленского (как те же обмены удерживаемыми лицами). А где-то, напротив, являются явным поражением Украины (как де-факто легитимация "полномочных представителей" из "ЛДНР").
Плохо, что МИД у нас оказался отодвинутым от ключевой дипломатической активности. Хотя позиция МИД по Донбассу является попыткой сбалансировать негативное влияние Ермака. Насколько это будет успешным, зависит от самого Зеленского".
Новости партнеров
Новости