МНЕНИЕ

Максим Баринов : Законопроект об управлении отходами предусматривает монополизацию отрасли

29-05-2020 16:05

0

Максим Баринов

директор Ассоциации «Укрэкоальянс»

Принятие законопроекта об управлении отходами несет в себе не только важнейшие системные изменения, но и серьезные риски. Такое мнение высказал изданию «Комментарии» директор Ассоциации «Укрэкоальянс» Максим Баринов

Верховная Рада не приняла в этом месяце за основу законопроект №2207-1 об управлении отходами. Нардепы отправили его в профильный комитет (по экологической политике и природопользованию) на повторное первое чтение. Вот только с доработкой законопроекта не всё гладко, уверяет директор Ассоциации "Укрэкоальянс" Максим Баринов:

"Наряду с отдельными положениями, внедрение которых в национальное законодательство нуждается в серьезной дискуссии, в законопроекте прописаны важнейшие системные изменения. Так, в в национальное законодательство предлагается внести следующие положения:

- установление иерархии отходов – путь к циркулярной (круговой) экономике, минимизации образования отходов и их повторного использования;

- утверждение Национального перечня отходов – переход на европейскую классификацию и учет отходов;

- внедрение системы расширенной ответственности производителя – полная ответственность производителя за управление отходами, которые образуются на всех этапах потребления его продукции;

- урегулирования вопроса права собственности на отходы – четкое определение собственника отходов при их передаче и ответственных лиц за экологически безопасное обращение с ними;

- внедрение раздельного сбора отходов - привлечение дополнительных объемов вторичного сырья для рециклинга, уменьшение объемов захоронения отходов;

- создание информационной системы управления отходами – анализ информации и поддержка принятия управленческих решений на всех этапах управления отходами: образование, сбор, перевозки, обработки;

- внедрение эффективной он-лайн системы отчетности - оперативное поступление информации о движении отходов, предотвращение незаконного оборота отходов;

- совершенствование электронных процедур представления декларации об отходах, выдачи разрешений – удобство для субъектов хозяйствования, уменьшение коррупционных рисков;

- создание эффективной системы планирования – национальный, региональные, местные, и планы управления отходами предприятий - согласованные подходы к экологически обоснованному управлению отходами на всех уровнях – государство, область, населенный пункт, предприятие.

Но принятие законопроекта в предложенной редакции несет в себе серьезную угрозу.

Во-первых, законопроект №2207-1 после первого чтения вернулся в Комитет и был доработан группой депутатов и представителями Минэкоэнерго в закрытом формате. Ни один из ключевых стейкхолдеров – представителей Укрэкоальянса, Украинской упаковочно-экологической коалиции (УкрУЭК), Европейской бизнес ассоциации – не привлекался к доработке этой редакции законопроекта. Документ разрабатывался теоретиками с учетом их видения развития отрасли.

Во-вторых, в законопроекте говорится о создании муниципальных систем управления отходами. Несмотря на то, что в соответствии со Стратегией управления отходами до 2030 года, принятой Кабмином, должен быть национальный, региональный и местный план управления отходами. То есть, каждый населенный пункт уже будет иметь план управления всеми отходами.

Следующим шагом в законопроект вводится понятие оператора муниципальной системы управления (ОМСУО). Согласно настоящей редакции законопроекта, им может быть исключительно коммунальное предприятие. ОМСУО передаются полномочия по всему спектру услуг. Он является заказчиком, контролером, исполнителем услуг и назначается, а не избирается на конкурсной основе.

Следовательно, конкуренция, рыночные отношения, бизнес, который доказал свою действенность бесперебойной работой даже в условиях пандемии, игнорируются. И это касается всех подотраслей в сфере управления отходами.

Вместе с тем, Ассоциация "Укрэкоальянс" предлагала доработать соответствующий законопроект с участием основных стейкхолдеров – и после этого выносить на первое чтение. К сожалению, и сейчас продолжается разработка законодательных актов по этому вопросу закрытой группой – несколькими представителями профильного министерства и группой народных депутатов.

Для отрасли это не просто риски, а критическая ситуация, которая приведет к ее монополизации. Этот законопроект вместо развития может навсегда закрыть двери для тех, кто хочет делать рынок цивилизованным, прозрачным, конкурентным и инвестиционно привлекательным".



Новости партнеров


Новости

Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!