Рубрики
МЕНЮ
Эксперт Института украинской политики Артем Петренко высказал изданию «Комментарии» мнение, что Украине следует брать пример с Японии, где государство сумело изменить структуру экономики в приемлемые сроки
"Во многих странах налоговые льготы для корпораций сталкиваются с ожесточенным сопротивлением политиков-популистов. В современной Украине подобные упреки можно слышать даже от вполне либеральных экспертов.
А вот японская элита смогла защитить льготы для корпораций от противопоставления их благополучию рабочих. Это можно пояснить тем, что собственность была частично отделена от менеджмента компаний, который был больше озабочен будущим ростом фирмы, а не сиюминутным распределением прибыли. В свою очередь рост корпораций положительно влиял и на доходы населения.
Но правящий класс должен не только убедить народ вкладывать в будущее развитие и создать условия, когда он готов отказаться от популистских миражей. Он должен суметь объединиться и выполнить свои обещания. А с этим в Украине огромные проблемы.
Особенностью японских пятилетних и семилетних планов стало то, что планирование рассматривалось скорее как способ проанализировать ошибки. Япония доказала, что государство способно изменить структуру экономики в приемлемые сроки. Госпрограммы стали результатом консенсуса всех основных бизнес-групп между собой и с населением. И эти государственные планы стали основой для бизнес-планирования. Началось широкое субсидирование экспорта. На модернизацию предприятия получали налоговые льготы. Государственные средства широко выделялись на развитие инфраструктуры – дорог, портов и т.д.
Вообще налоговые стимулы были лишь частью всех действий власти и бизнеса. Но важной частью. В конце 1950-х было несколько волн уменьшения достаточно высокого налога на прибыль. Провели повышение норм амортизации, что на самом деле более эффективно, чем сокращение самой ставки налога на прибыль. В итоге, по данным японского экономиста Рютаро Комия, уровень расходов на исследования в области средств производства в обрабатывающей промышленности увеличился с 4,7% в 1957 году до 8,1% в 1960 году.
Еще один механизм – внедрение системы резервных фондов. Их смысл был одинаков – перевод части активов в категорию издержек для облегчения налогового бремени. К концу 60-х их было более 25 видов – по разным правительственным приоритетам.
По словам Рютаро Комия, самой важной стала "Система вычета доходов от экспорта" (1953 г.), разработанная по образцу ФРГ, которая также уменьшала налогооблагаемую прибыль. Система дала возможность экспортным посредникам вычесть из своего дохода 1% от стоимости экспортных операций. Производителям, которые сами экспортировали свои товары, позволялось вычесть 3% от общей выручки.
В 1957 позволили делать дополнительные вычеты тем экспортерам, которые превысили собственные объемы экспорта прошлого года на 150% (1,5% для дилеров; 4,5% для производителей; 7,5% для экспортеров оборудования). В 1959 году корпорации получили дополнительную возможность списать 50% от дохода (не более 50% от чистого дохода) от экспорта технологий.
Согласно исследованию правительства Токио, в 1974 году общие налоговые льготы составили 23,6% от фактически заплаченных объемов налога на прибыль. И японские товары стремительно завоевывали рынки США и Западной Европы.
Подчеркну, что японское правительство в тот период опиралось главным образом на серию "особых" мер, а не на общее снижение налоговых ставок. Японский экономист Сигето Цуру делает вывод, что в период ускоренного экономического роста, "налоговое бремя на промышленные корпорации Японии было легче, чем в других промышленно развитых странах". По его данным, с точки зрения доли в ВВП, в 1972 году налоговые поступления в Японии составили 21,1%, по сравнению с 45,7% в Норвегии, 36% в ФРГ, 35,8% во Франции, 34,7% в Великобритании и 28,1% в США.
По данным Минфина Украины, с 2005 по 20015 год этот показатель в нашей стране колебался от 41,9 до 44,6%. Правда, в 2019 году появилась оценка публичных экономистов, что налоговая нагрузка у нас даже ниже 30%. Это вполне возможно, если учесть огромную долю теневой экономики.
Не факт, что в Украине именно эти меры будут эффективны. Но в любом случае, важно стимулировать именно сложные производства, а не отдавать десятки миллиардов в год НДС экспортерам сырья. Бизнесу должно стать намного выгоднее строить самолеты, морские суда и создавать биотехнологические продукты, чем экспортировать лес, руду и зерно. Только запретами вопрос не решить".
Новости партнеров
Новости