Рубрики
МЕНЮ
Экономический эксперт Игорь Гарбарук высказал изданию «Комментарии» мнение, что вместо того, чтобы вбрасывать миллиарды в дорожный ремонт, правительство должно обеспечить действенную поддержку украинским сельхозпроизводителям
"Правительству в целом и Минфин с Минэкономики, в частности, следует пересмотреть поддержку аграриев. Особенно на фоне недавних погодных катаклизмов и ударов корона-кризиса. Она должна быть несоизмеримо больше.
Напомню, что на эти цели в госбюджете-2020 изначально было предусмотрено 4 миллиарда гривень. При секвестре их хотели "обнулить". Но после шквала критики – оставили всю сумму. Правда, даже при этом она – в полтора-два раза меньше, чем в предыдущие годы. А вызовов перед аграриями – куда больше.
Межу тем, на ремонт той же дорожной инфраструктуры предусмотрено более 70 млрд. То есть, закатать деньги в асфальт – это легко, а обеспечить аграриям реальную мощную поддержку – невозможно.
А тут еще и, мягко говоря, неоднозначное решение переправить часть средств фонда борьбы с пандемией COVID-19 и ее последствиями "на улучшение транспортного сообщения, строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог общего пользования государственного значения". Но мы ведь прекрасно знаем, что на строительстве дорог порядка 40% выделенных на это средств – разворовывается.
Так вот, вместо этого нужно направить деньги на поддержку сельхозпроизводителей. И не просто направить, а – целенаправленно. Следует сделать две программы: одну – для малого и микробизнеса, вторую – для больших агрокомпаний, которые создают огромное количество рабочих мест и нацпродукт с высокой добавочной стоимостью.
Программы для малых фермеров должны быть специализированными, а выделенные средства – стимулировать их развитие. К примеру, чтобы они объединялись в кооперативные движения, в квазихозяйства, чтобы работали по одной политике, выращивали, к примеру, один продукт. Специализировались на нем… Это укрепит продовольственную безопасность Украины, позволит данным хозяйствам со временем заключать крупные контракты с теми же супермаркетами… Таким образом, мы получим качественно другой результат.
Большие компании тоже пострадали, у них тоже закредитованность, проблемы. А ведь именно они формируют наш экспортный потенциал. С ними нужно работать по другой программе. Чтобы не просто экспортировали зерно, а – занимались переработкой, создавая продукцию с добавочной стоимостью. Чтобы перемалывали зерно – в муку, из нее делали продукт конечного потребления. Чтобы это был настоящий бренд качества. Таким компаниям можно было снизить ставку НДС при экспорте с 20% (когда просто идет экспорт зерна) до, к примеру, 5% (когда речь о конечном продукте). А если это еще и действительно крутой бренд, то государству следует компенсировать и часть затрат в капстроительство.
Так что не в дороги нужно закапывать наши деньги, а использовать их действительно эффективно. Пока правительство делает это в лучшем случае на "троечку" по пятибалльной системе".
Новости партнеров
Новости