МНЕНИЕ

Андрей Рязанцев : Почему разваливается Укрзализныця – и как ее спасти

11-12-2020 17:12

0

Андрей Рязанцев

кандидат экономических наук, экс-директор по развитию бизнеса АО «Укрзализныця»

Кандидат экономических наук, экс-директор по развитию бизнеса АО «Укрзализныця» Андрей Рязанцев подвел по просьбе издания «Комментарии» итоги года и очертил перспективы Укрзализныци

"В 2020 году мы наблюдали постоянное падение показателей Укрзализныци. Безусловно, повлиял корона-кризис. Но не только он.

Весной сообщалось и падении (до 15%) объемов перевозок по соотношению месяца к месяцу. Но во второй половине года ситуация начала меняться. По итогам 9 месяцев сообщалось лишь о 4,3% падении объемов перевозок.

При этом убытки компании по результатам трех кварталов составили около 12 млрд грн. А по итогам года убытки могут составить 14-15 млрд.

Следует сказать, что результат прошлого года УЗ - порядка 2,5 млрд грн. дохода. То есть, мы имеем разницу год к году в минус 16-17 млрд. Учитывая износ в 90% - мы уверенно идем в сторону развала компании.

Одна из причин проблем - отсутствие четкого понимания со стороны собственника задач, стоящих перед компанией. УЗ должна быть социально-ориентированной? Или бизнес-ориентированной? Или это должно быть что-то среднее?

При отсутствии четких ориентиров не могут быть досконально разработаны KPI (от англ. Key Performance Indicators - Ключевые показатели эффективности) для вертикали руководства.

Кроме того, большой проблемой, как мы увидели в этом году, стал Наблюдательный совет. От его деятельности ожидалось улучшение взаимоотношений, уменьшение проблемных вопросов как с собственником (государством и его органами), так и с основными клиентами (почти все олигархи, т.к. более 60% грузоперевозок выполняет УЗ, включая экспортные).

К сожалению, в состав Набсовета попали люди, имеющие отдаленное отношение к железной дороге. Кроме того, они были зависимы от различных групп влияния.

Мы это увидели на примере тех же колес, которые пытаются продать УЗ по завышенной цене. Есть десятки других примеров, которые свидетельствуют, что члены Набсовета занимаются отстаиванием коммерческих интересов третьих лиц. И совсем не занимаются интересами УЗ.

Происходило уничтожение Набсоветом топ-менеджмента компании, среднего звена. Это привело к негативным последствиям непосредственно в производственных процессах, к падению объемов перевозок.

Кроме того, были нарушены международные кредитные обязательства. Как следствие - мы стоим на пороге полноценного дефолта УЗ, который может перерасти в банкротство.

Чтобы ситуация, аналогичная 2020-му, не повторилась в 2021-м, Кабмин должен как можно быстрее четко сформулировать задачи менеджмента компании - и изменить состав Набсовета. Чтобы уже новый под себя сформировал и новое правление УЗ. Всё это нужно сделать в сжатые сроки.

Если в компанию придет команда, нацеленная на четкий результат, очерченный собственником, ситуация может кардинально измениться в течение нескольких месяцев".



Новости партнеров


Новости

Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!