Рубрики
МЕНЮ
Одним из главных вызовов уходящего года в Украине стал конституционный кризис. Как себя проявила (проявляет) в это ситуации Верховная Рада? Своим мнением с изданием «Комментарии» поделилась народный депутат Украины IХ созыва (фракция «Слуга Народа»), заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам антикоррупционной политики Елена Мошенец
"Скоро исполнится два месяца с тех пор, как Конституционный Суд Украины вынес решение № 13-р / 2020 по делу № № 1-24 / 2020 (393/20) от 27 октября 2020 (об отмене уголовной ответственности за декларирование недостоверной информации), приведшее к конституционному кризису в стране.
Президент Владимир Зеленский сравнил это решение с разрушительным ураганом, а также подчеркнул, что за ним стоит заговор части старых элит и олигархов.
Полностью согласна со словами президента. Однако, кто бы ни стоял за этим ураганом - задача власти найти способы ликвидации его последствий. И с этим вызовом, считаю, власть уже справилась, если не на 5+, то на твердую четверку (по пятибалльной системе).
Ключевую роль в решении конфликта играет Верховная Рада Украины. Напомню, как именно.
18 ноября ВРУ приняла решение о создании Рабочей группы на базе Комитета по вопросам антикоррупционной политики, задача которой было разработать законопроекты для выхода из конституционного кризиса. Представители всех фракций и групп, которые вошли в состав группы, пытались восстановить функциональность антикоррупционной инфраструктуры Украины с учетом оговорок, которые были высказаны в решении КСУ от 27 октября.
Следующим шагом парламента стало возвращение ответственности за недостоверное декларирование. Соответствующий законопроект №4460-д, разработанный на основе президентского проекту закона №4434 и наработанного Рабочей группой проекта закона №4441, был принят парламентом 4 декабря.
Далее - возвращение всего механизма декларирования. 15 декабря Верховная Рада приняла закон №4470, который обеспечивает полноценное функционирование Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК).
Таким образом, парламент закрыл вопрос с возвращением системы декларирования должностных лиц.
Параллельно Рабочая группа наработала решения в отношении судей. И в тот же день, 15 декабря, был принят второй закон - №4471, который определяет особенности составления админпротокола в отношении судей, в том числе и судей КСУ.
Еще одним важным шагом при урегулировании конституционного кризиса является принятие закона о конституционной процедуре, в котором будут определены вопросы, которые могут быть урегулированы регламентом КСУ.
Это позволит создать равные условия для всех органов власти - когда не только парламент, но и суд будут действовать в рамках закона.
Рабочая группа ВРУ 10 декабря начала работу над законопроектом "О конституционном производстве", задача которого как раз и заключается в решении этого вопроса. Почему задержались? Ждали решения Венецианской комиссии для понимания направления дальнейших действий в части статуса Конституционного суда Украины.
Соответствующий вывод Венецианской комиссии был обнародован 10 декабря. В нем Комиссия советует подробнее прописать правила функционирования КСУ, чтобы предотвратить потенциальные следующие проблемы.
Итак, как видим, парламент стал профессиональным арбитром в решении конституционного кризиса-2020 и постепенно, шаг за шагом, выводит страну из сложившейся ситуации.
Может ли такая ситуация повториться? Не берусь прогнозировать, потому что никто не имеет права указывать судьям. Тем более - судьям Конституционного суда Украины, выносящим решения, которые не оспариваются. Но если будут наработаны и приняты законодательные инициативы по комплексному регулированию деятельности - не только КСУ, но судебной системы Украины в целом, - то это позволит избежать будущих конституционных кризисов и возможности политических групп с помощью судебной ветви власти существенно влиять на стратегические цели и решения государства".
Новости партнеров
Новости