comment

Рубрики

comment

МЕНЮ

МНЕНИЕ

Михаил Соколов : Как украинские торговые сети обогащаются за счет аграриев

28-01-2021 16:01

0

Михаил Соколов

заместитель главы Всеукраинской аграрной рады, член Набсовета Украинской рады бизнеса

Украинские аграрии страдают от действий торговых сетей. Мнением о том, что следует сделать, чтобы изменить ситуацию, с изданием «Комментарии» поделился заместитель председателя Всеукраинской Аграрной Рады (ВАР) Михаил Соколов

Украинские торговые сети обогащаются за счет агропроизводителей, тотально нарушая условия оплаты за поставленную продукцию. Чаще всего формально срок расчета устанавливается на уровне 60 дней. На самом деле производителям часто приходится ждать средств за уже проданный товар от 90 до 120 дней.

По предварительным оценкам в настоящее время общая сумма задолженности супермаркетов перед украинским агропроизводителями составляет около 1 миллиарда долларов. Таким образом, торговые сети фактически кредитуются за счет агропроизводителей, распоряжаясь их деньгами и используя их для развития собственного бизнеса.

Такая ситуация стала возможной, поскольку торговые сети занимают монопольное положение на рынке ритейла. Они могут навязать производителям практически любые условия, поскольку у последних не слишком большой выбор точек сбыта товара, чтобы отказаться от сотрудничества с ними.

Вместе с тем, подобное отношение касается не только вопроса расчета за товар. Часто производители вынуждены соглашаться на ненужные маркетинговые услуги, покупать места на полках для своего товара, хотя никакой ответственности за его реализацию сеть на себя не берет. Мол, поставщики платят только за их услуги. Одновременно с этим супермаркеты продвигают собственные торговые марки и беспокоятся об их реализации, а не о продаже продукции поставщиков. Из-за этого конкуренция, конечно, не может быть честной. В результате такого подхода к сотрудничеству, средства вымываются из производства, а доходы владельцев торговых сетей увеличиваются.

Ситуацию, которая сложилась, давно нужно исправлять. Сделать это можно на законодательном уровне. Здесь мы можем обратиться к опыту Европейского Союза, где аппетиты торговых сетей ограничивают в пользу национальных производителей. Сейчас при участии ВАР завершается разработка законопроекта, цель которого - урегулировать нормы взаимодействия поставщиков продукции с торговыми сетями. В частности, предусматривается установление четких границ расчета - от 10 до 60 дней - в зависимости от срока годности продуктов.

Сейчас за нарушение условий договора установлена настолько несущественная ответственность со стороны супермаркетов, что производители даже не хотят начинать судебную тяжбу. Штраф в результате будет мизерным, а ситуации это не исправит.

Вместе с тем, в новом законопроекте предполагается серьезная ответственность за просроченные сроки расчета и государственное регулирование данных процессов.

Другое направление, в котором также нужно двигаться, - упрощение и удешевление строительства новых торговых площадей и содействие увеличению количества независимых игроков на рынке ритейла. Это позволит повысить конкуренцию ритейла за поставщиков.

Конечно, владельцы торговых сетей против таких инициатив: это лишит их большой суммы оборотных средств, к тому же, они не смогут вернуть их за короткое время. Но изменения в данном направлении нужно проводить, они назрели давно. И, надеемся, в этом году мы уже будем иметь определенные результаты.

Новости партнеров

Новости

Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!