Рубрики
МЕНЮ
Верховная Рада на внеочередном заседании в четверг, 29 апреля, приняла в первом чтении проект закона № 4162 о внесении изменений в Закон Украины "О туризме" и некоторые другие законодательные акты относительно основных принципов развития туризма. Для портала "Комментарии" этот законопроект проанализировал президент Национальной туристической организации Украины (НТОУ) Иван Липтуга
Действительно, 29 апреля депутаты приняли в первом чтении проект Закона 4162, который был торжественно презентован депутатом от СН Дмитрием Налетовым еще в октябре прошлого года. Национальная туристическая организация Украины сразу проанализировала этот проект и выложила подробную сравнительную таблицу на своем сайте
http://www.ntoukraine.org/assets/files/NTOU_LawComparison2020.pdf
Наш анализ показал, что предлагаемая новая редакция - не
совсем новая. Всего в проекте 39 статей, более 30% процентов из которых
дословно повторяют статьи из действующей редакции отраслевого закона. Еще 30%
статей заимствованы из предыдущей редакции, разработанной Департаментом туризма
и курортов Минэкономразвития. Остальные сформулированы разработчиками.
Мы неоднократно обращали внимание на существенные недостатки предложенной редакции. Подчеркивали, что надо было доработать их до вынесения проекта на голосование ВР. Но редакция осталась без изменений.
Удивляет, что законопроект не учитывает положений директивы ЕС 2302/2015 по пакетным турам, что станет грубым невыполнением обязательств по Соглашению об ассоциации Украина-ЕС в контексте туризма и будет сдерживать интеграцию национального туристического продукта на европейский рынок.
К тому же, в законопроекте отсутствуют нормы по стандартизации туристических услуг и объектов инфраструктуры, а также мотивационные мероприятия для внедрения международных / европейских стандартов субъектами туристической деятельности, что приведет к ухудшению уровня безопасности и качества предоставляемых услуг. Стоит отметить, что в Украине на сегодняшний день действует более 40 государственных стандартов, большинство из которых гармонизированы с международными стандартами ISO.
Больше всего беспокоит будущее туроператоров. Определенный законопроектом размер финансового обеспечения туроператорской деятельности на уровне 10% от ежегодного объема продаж является высоким и необоснованным. Соответствующие финрасчеты отсутствуют. Думаю, что реакция туроператоров, на которых продолжает негативно влиять пандемия, не заставит себя долго ждать.
Также инициатором законопроекта не определен минимальный размер финобеспечения, что будет способствовать росту тенизации рынка, совершению мошеннических действий недобросовестными туроператорами, которые будут пытаться искусственно занизить реальные объемы продаж, чтобы избежать выполнения обязательств, взятых на себя перед туристами.
Несомненно, сфера туризма требует новых эффективных механизмов регулирования. Однако предложенный законопроектом механизм госрегулирования туристической деятельности нам представляется несовершенным, поверхностным и противоречивым. Это касается как выхода на рынок, так и контроля за субъектами туристической деятельности - туроператорами, турагентами, гидами, гостиницами и индивидуальными заведениями размещения. Предложенные мероприятия госнадзора (контроля) нуждаются в доработке, расширение видов административной ответственности и определения органов контроля на уровне КоАП.
На фоне предложенного сомнительно-эффективного регулирования целесообразно предусмотреть надлежащие основы для саморегулирования сферы. К сожалению, законопроект их не содержит. Не определены критерии для получения общественными объединениями статуса СРО (саморегулируемые организации). Отсутствует перечень функций государства, которые могут делегироваться СРО. Не определено, каким органом власти такие функции делегируются, на каких основаниях и на какой срок.
Не тешу себя надеждой, что правки, которые будут внесены в течение двух недель ко второму чтению, концептуально изменят законопроект.
Новости партнеров
Новости