Вопрос взяточничества, это вопрос схемы, которая очень давно существует в нашей стране. Я считаю, что этот вопрос можно решить совместными усилиями. Первое, это не бояться озвучивать что у тебя требуют взятку. Если это происходит, нужно не бояться какого-то осуждения. Нужно вызывать полицию и фиксировать факт вымогания взятки. С другой стороны, на уровне руководителей учебных заведений, не важно или это школа, или это проф тех, или это высшее учебное заведение, должна быть создана очень жесткая система борьбы с взяточничеством. У нас почему-то считается, что сдача средств на ремонт школы это нормальная ситуация. В действительности, это не нормальная ситуация, потому что государство полностью обеспечивает этим школы. Также, государство выделяет большие средства на дезинфекторы и маски.Через децентрализацию те же школы отошли под патронат местных властей, поэтому местные власти обеспечивают эти учебные заведения. При этом построении родителей к определенным оплатам или доплатам не очень хорошо, ведь это завуалированная форма взяточничества. Именно поэтому, мы должны не боятся и не стыдиться сказать о том, что с меня требуют взятку. Есть другая сторона, которая звучит так, что плохо брать взятку, но и плохо давать взятку. На уровне общества, на уровне ответственных органов, на уровне определенных контролирующих органов, мы должны выстраивать систему. Это работа не одного дня, поэтому нужно менять ментальность, то есть "я не беру взятки, я не даю взятки", "я не списываю, а я честно сдаю экзамены".
Студенты боятся вызвать милицию в моменты вымогательства взяток, чтобы не казаться "белой вороной". Мы вчера говорили о Президентском университете, а именно о трех ключевых моментах, а именно развитие личности, развитие профессиональных качеств и развитие стратегических видений. Первое - это личность, а личность не боится. Личность принимает решение, делает и несет за это ответственность.