МНЕНИЕ

Инна Совсун : У женщин до сих пор спрашивают на собеседовании: "Так, а когда Вы собираетесь рожать?». Такие вопросы - это нарушение закона

21-06-2021 12:06

3

Инна Совсун

Народная депутатка Украины IX созыва от партии Голос

Слова Генерального прокурора Украины Ирины Венедиктовой о том, что "Украина - сексистская страна", а также признание в том, что она чувствовала на себе гендерную дискриминацию положили начало важной дискуссии по этой теме в Украине. О собственном опыте дискриминации, а также об измерениях гендерного неравенства и замалчивании этой темы женщинами в политике рассказала народная депутатка Украины IX созыва Инна Совсун специально для издания «Комментарии».

Проблема гендерного неравенства имеет несколько измерений. Например, образовательный. В начале июня парламент в первом чтении принял законопроект об учебниках, соавтором которого я являюсь. Один из его принципов - в учебниках не может быть дискриминации ни по гендерному, ни по любому другому признаку. Когда это станет законом, наши дети перестанут с первого класса видеть учебники, в которых мама стабильно печет пирожки, а папа читает газету на диване. Девочки моют посуду, а мальчики летают в космос. Бабушка старенькая, больная и не имеет никаких интересов в жизни. В учебниках нельзя будет писать советы в стиле "сама виноватая", о том, что не стоит носить короткую юбку и делать яркий макияж, потому что это провоцирует изнасилования. Это уже огромная победа в том, чтобы не забивать детям головы стереотипами. Следующий шаг к гендерному равенству - изменения в социальной политике. Поддержка женщин, страдающих от домашнего насилия. Решение проблемы с садиками. Мы никогда не избавимся от социального неравенства пока будет нехватка мест в детских садах. Проблема будет существовать, если один из родителей, а чаще всего - мама, должен будет прервать свою карьеру или три года заботиться о ребенке. Важна также политика СМИ - неприятие сексизма в рекламе и на телешоу.


Разумеется, я тоже сталкивалась с проявлениями гендерной дискриминации. Я стала первой заместителем министра образования и науки в 29 лет, и первое, что я прочитала о себе в интернете - я любовница министра. Для меня это стало открытием. Почему о мужчинах не распускают слухи с кем он спит, чей он сын или внук, если получил высокую должность? Почему у мужчин не спрашивают, как им удается совмещать воспитание детей и работу?

Я поддерживаю гендерные квоты как временный механизм, пока мы не нормализуем ситуацию внутри общества. Давайте честно признаемся: женщины-политики сталкиваются с гораздо большим количеством препятствий, проблем, давлением, по сравнению с мужчинами. Именно женщин-политиков сначала оценивают по тому, как они одеты, какие у них прически, а уже потом, если хватит времени - что они говорят. Именно по отношению к женщинам-политикам на эфирах прибегают к хамству из-за возраста, длины ног, юбки или "места на кухне". Именно женщины все время испытывают общественное давление из-за того, как они могли пойти работать в парламент, а не остаться дома с ребенком. Добавьте еще тот факт, что консервативные граждане в принципе не готовы проголосовать за женщину. Без объяснений, просто их так воспитали. Все эти препятствия возникают на пути женщины при забеге на длинную карьерную дистанцию.

Маленькие и большие проявления дискриминации складываются в единую систему, в рамках которой женщины зарабатывают на треть меньше мужчин, и это только официально. Треть женщин страдает от домашнего насилия. В парламенте сейчас только 20% женщин, хотя среди избирателей женщин 51%. Это является результатом структурной дискриминации в обществе, это важно осознать, говорить об этом и вместе исправлять.

Я знаю много примеров, когда карьера и семья в жизни женщины прекрасно сосуществуют. Моя жизнь и жизнь моих коллег по парламенту  тому подтверждение. Однако я понимаю, что это непросто. Очень непросто. То, что это удалось мне в определенный промежуток жизни - не значит, что это будет удаваться системно всем. Когда у меня родился сын, я работала в общественной организации, мне был доступен гибкий график. Но, если ты работаешь, например, на государственной службе, у тебя нет возможности чередоваться с коллегами приходить раз в неделю. У женщин до сих пор спрашивают на собеседовании: "Так, а когда Вы собираетесь рожать?". Такие вопросы - это нарушение закона, но их все равно задают. Однако большинство женщин о законе не знают, а если знают, боятся отстоять свои права, ведь считают, что это испортит их шансы получить работу.

Гендерное неравенство есть во всех странах мира. Да, есть государства, достигших лучших результатов: Канада, Финляндия, Швеция. Но даже там дискриминация и сексизм до сих пор существуют. Эта проблема процветала веками, ее нельзя искоренить за год или даже за десять лет. Почему не все замечают неравенство? Мужчины - потому, что не могут почувствовать неравенство на собственном опыте или считают положение вещей нормальным, "естественным". Женщины иногда выбирают подстроиться под ситуацию, потому что могут чувствовать, что делать замечания, озвучивать проблемы - неудобно. Они боятся, что это унизит их статус, покажет слабость. Я вижу много таких примеров. И я каждый раз радуюсь, когда мои коллеги из разных фракций открыто говорят о гендерной дискриминации. Ведь чем громче наши голоса, тем больше шансов, что в вопросе гендерного равенства вскоре мы будем не хуже Канады или Исландии.



Новости партнеров


Новости

Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!