В Верховной Раде зарегистрирован законопроект №13602 о реформе и "перезагрузке" Государственного бюро расследований. Инициаторами выступили 14 народных депутатов из фракций "Голос", "Европейская солидарность" и "Слуга народа". Речь идет об изменении принципов формирования и функционирования ДБР с акцентом на независимость и эффективность. О том, чем эта инициатива отличается от предыдущих попыток реформировать силовые структуры, Комментарии.юа спросили мнение народного депутата от “Голоса” Ярослава Юрчишина.
Сейчас у нас есть несколько ярких образцов, когда на формирование правоохранительных структур антикоррупционных или экономических в условиях независимого конкурса есть шанс получить новое качество, больший уровень политической независимости, большее доверие, конечно, большее общественное доверие по сравнению с другими правоохранительными органами. И в этом случае есть хорошие примеры как Национальное антикоррупционное бюро, Специализированная антикоррупционная прокуратура, а сейчас на очереди Бюро экономической безопасности. То есть мы понимаем, что система работает по следующему принципу: правоохранительные структуры не могут быть вмонтированы и действовать по принципу зависимости, потому что тогда есть неприкосновенность власти.
Мы видим, что использование Государственного бюро расследований, которое, в принципе, должно быть аналогом ФБР США с достаточным уровнем независимости, с достаточным уровнем административного самоуправления, но к сожалению, к этому не привело. Поэтому предложение и принцип банально в целом – это на начальном этапе проведения внешнего аудита работы и деятельности, по негативным выводам которого можно уволить руководство. Модель ГБР сейчас противоречит Конституции, так как главу назначает Президент, что является превышением его полномочий.
Будет ли кулуарная блокировка, то здесь очень зависит на самом деле от координации действий и запроса со стороны украинского гражданского общества и наших международных партнеров о том, что ГБР не выполняет качественно своих правоохранительных функций, но очень активно используется как элемент давления на выборы, бизнес-сообществ. Поэтому, если будет направлен общий запрос со стороны общества, а бизнес-сообщество этот запрос уже сформировало и наших международных партнеров, то, в принципе, есть большой шанс, что в условиях перезагрузки ДБР попадет в одно из следующих действий с нашими европейскими партнерами.
ГБР вместе с Таможней, БЭБ, налоговой – это такой бермудский четырехугольник украинской правоохранительной и налоговой системы, который не дает возможность развиваться бизнесу, не дает возможность сформировать экономическое партнерство, потому что в любой момент сугубо политического или иным методом мотивированного обращения, к вам может заявиться ГБР, начать обыска.