Народный депутат ответил на оговорку НАБУ и САП и пояснил, что документ касается исключительно бизнеса, а не ограничения антикоррупционных расследований.
В Верховной Раде готовятся ко второму чтению законопроекта № 12439. НАБУ и САП предупреждают, что документ может создать угрозу расследованию топкоррупции. Одиниз авторовзаконопроекта, народный депутат Максим Бужанский, в комментарии подчеркнул, что эти оговорки безосновательны.
"Прежде всего представители НАБУ и САП принимали постоянное участие в работе комитета вместе с бизнесом по подготовке этого законопроекта. И мы там не видели принципиальную позицию против. Напротив, они поддержали принятие в целом. Это первое.
Второе — этот законопроект никоим образом, подчеркиваю, никоим образом не касается НАБУ и САП вообще. Этот законопроект никоим образом не будет мешать борьбе САП и НАБУ с коррупцией. Он касается защиты бизнеса в ходе уголовного производства.
Этот законопроект направлен на то, чтобы не было давления на бизнес со стороны всех правоохранителей без исключения, чтобы не было злоупотреблений, чтобы соблюдал принцип состязательности при расследовании уголовных дел и рассмотрении их в суде.
Я напомню, что буквально месяц назад, 21 июля, НАБУ и САП заявляли о том, что они не согласны, о недопустимости обысков, следственных действий без санкций суда в отношении своих сотрудников. Почему они занимают такую позицию по отношению к своим сотрудникам, но считают, что бизнес можно обыскивать без санкции суда?
Этот законопроект предлагает свести перечень из более 100 оснований, 100 статей, к минимальному: к статье "государственная измена", к статье, которая касается взятки, угрозы жизни и здоровью и сохранения доказательств. Все остальное (я о следственных действиях) — извините, из-за получения санкции суда.
Что здесь плохого? Что мешает работе НАБУ и САП? Необходимость получить санкцию в суде? Я не вижу здесь никаких сложностей. У них свой отдельный суд — ВАКС, они хорошо с ним сотрудничают. Никаких препятствий, чтобы получить разрешение суда, у них нет.
Теперь дальше, что касается разъяснений. Представьте, бизнес официально обращается в государственный орган с запросом: просим предоставить разъяснение, как нам работать в той или иной ситуации? В таможню, в налоговую, в центральные органы, не до уровня местных, районных. Получает такое разъяснение на сайте или ответным письмом. Выполняет его. Скажите, пожалуйста, как можно после этого по этому поводу привлекать бизнес к ответственности?
Если было превышение полномочий со стороны предоставившего эти разъяснения, его можно привлечь к ответственности. НАБУ нам под запись подтвердило на заседании комитета, что да, у них есть такие полномочия. Если было злоупотребление влиянием – да, можно привлекать госслужащего. НАБУ подтвердило, что они могут это делать. Если был коррупционный сговор — ну ладно, привлекайте. НАБУ сказало, что они могут. А во всех остальных случаях, пожалуйста, не трогайте бизнес.
Мы весь этот день получаем письма всех бизнес-ассоциаций. Вот только пришло письмо в ВР от "Манифест 42", от "Дія.Сити". Все настаивают на том, чтобы этот законопроект был принят. И был принят именно в таком виде. Более того, извините, но правоохранительный комитет воспринимает такую позицию НАБУ и САП как давление на народных депутатов, как вмешательство в их деятельность. Мне кажется, это немного выходит за рамки их полномочий. Мы все же ожидаем, что они будут заниматься борьбой с коррупцией, а не политической борьбой".