Главная Статьи Политика Экономические заявления Зеленского в Брюсселе: насколько оправданы
commentss НОВОСТИ Все новости

Экономические заявления Зеленского в Брюсселе: насколько оправданы

Во время своего первого международного визита в Брюссель, президент Украины Владимир Зеленский сделал ряд экономических заявлений. По мнению экспертов, обошлось без сюрпризов.

6 июня 2019, 17:01
Поделитесь публикацией:
Экономические заявления Зеленского в Брюсселе: насколько оправданы

Экономические заявления Зеленского: МВФ, дефолт, ГТС

В процессе общения с президентом Европейской Комиссии Жан-Клодом Юнкером президент Украины Владимир Зеленский подчеркнул неизменность закрепленных в Конституции приоритетов, включая курс на приобретение полноправного членства в ЕС и НАТО.

Во время встречи с вице-президентом Еврокомиссии Валдисом Домбровскисом Владимир Зеленский заверил, что наша страна будет соблюдать международные обязательства, включая отношения с финансовыми институтами.


Зеленский сообщил вице-президенту ЕК о результатах своей встречи с представителями МВФ, "во время которой было достигнуто понимание относительно дальнейших шагов в сотрудничестве с фондом". Также прокомментировал разговоры о якобы запланированном экономическом дефолте (их активно продуцирует олигарх Игорь Коломойский). "Что касается дефолта – это слухи. Это продуманные акции, которые не имеют ничего общего с моей официальной позицией", – заявил Зеленский.

Домбровскис, в свою очередь, отметил, что ЕС завершит рассмотрение вопроса о предоставлении Украине средств второго транша в размере 500 млн евро в рамках четвертой программы макрофинансовой помощи лишь после выполнения требований МВФ украинской стороной.

Во время встречи Владимира Зеленского с президентом Польши Анджеем Дудой был поднят другой важный экономический вопрос – касательно украинской газо-транспортной системы. Подчеркивалась важность энергетической безопасности, сохранения стратегической роли украинской ГТС и противодействия "Северному потоку-2", который строит Россия.

Экономические заявления Зеленского: фактор "Приватбанка"

Был затронут во время брюссельского визита Зеленского и вопрос "Привтабанка". Напомним, что банк активно пытается вернуть себе (в том числе через украинские суды) бывший владелец Игорь Коломойский. А если не его, то 2 млрд долларов "компенсации".

Зеленский на встрече с Домбровскисом по этому поводу заявил: "Что касается "Приватбанка", я буду защищать только государство, только граждан. Меня эти игры бывших владельцев в судах не интересуют. Я не собираюсь быть на их стороне".

Большинство украинских экспертов положительно восприняли такие слова президента.

"Это очень позитивное заявление. Возможно, это указывает на то, что теперь есть твердая политическая воля остановить Коломойского в суде. А это означает, что сотрудничество с МВФ защищено – и риск дефолта уходит", – отмечает финансовый аналитик Сергей Фурса.


Министр финансов Украины в 2005-2006 и 2007-2009 годах Виктор Пинзеник признался, что первое публичное заявление президента Зеленского по ситуации вокруг "Приватбанка" его не разочаровало. "Все усилия власти должны быть направлены на взыскание с бывших владельцев потерь, которые понесли граждане Украины в результате уже направленных на спасение банка более 5 млрд долл.", – считает он.


Председатель Национального Совета экономического развития и Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко в интервью изданию "Комментарии" назвал понятной озабоченность европейцев.

"Ранее звучали заявления Коломойского о своих правах на долю или сто процентов этого банка, на компенсацию. Позже он же заявлял о необходимости разрыва отношений с МВФ и объявления дефолта. Важно было услышать, что скажет по этому поводу президент Зеленский. Услышали. И теперь в дальнейшем, когда будут проходить переговоры нашими международными партнерами, там будут опираться именно на высказанную им позицию, что он намерен защищать только государство, и граждан, а игры бывших владельцев банка в судах его не интересуют. И если он начнет менять позицию – это будет тяжело бить и по нему, и по нам", – уверен Дорошенко.

"Понятно, что платить Коломойскому за "Приватбанк" Зеленский не станет. И денег на это в бюджете нет, и себя так подставлять он не может – отмечает  в интервью изданию "Комментарии" глава Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – Договоренностей у них с Коломойским, думаю, никаких не было. Разве что в частной беседе олигарх мог пожаловаться артисту, что у него "отжали" банк. А Зеленский мог согласиться с этим и посочувствовать. А вот то, что Коломойский хочет заставить Зеленского плясать под его дудку, влиять на него – просматривается. Теми же заявлениями о необходимости дефолта Коломойский специально подставляет Зеленского. Политика. Ему важно, чтобы президент чувствовал слабость, а у Коломойского была возможность влиять на него. Но дефолта точно не будет. К тому же, Зеленский будет опираться на всех олигархов. Он и сейчас ведет с ними активные переговоры – непубличные".

Тем временем аналитический центр Atlantic Council сообщил, что "Приватбанк", национализированный в конце 2016 года, подозревает бывших владельцев (Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова) в отмывании 470 млрд долл. через кипрские компании. Об этом якобы говорится в иске, поданном 21 мая в американский суд.


Экономические заявления Зеленского: знакомые месседжи и пробный камень

Алексей Дорошенко считает экономические заявления Владимира Зеленского в Брюсселе традиционными для взаимоотношений украинской власти и наших международных партнеров.

"Точно так говорила и прошлая власть. Причем подвижек по озвученным экономическим моментам не было. Нужно ли продолжать сотрудничество с МВФ? Да, нужно. Об этом говорили и ранее. Но при этом, я уверен, не стоит забывать о национальных интересах, которые порой расходятся с прописанной для Украины программой Фонда. Нам не выгодно искусственное ограничение роста экономики, которые вытекает их необходимости жестко фиксировать дефицит бюджета, – подчеркнул Дорошенко. – Озабоченность кредиторов понятна: у нас принято влезать в дефицит ради финансирования социальных программ. Но ведь можно увеличить поддержку бизнеса – малого, среднего, крупного, поддержку промышленности. Это тоже будет идти вразрез с договоренностями МВФ касательно определенного дефицита бюджета. Но нам крайне важно кредитование отечественной экономики, которое стимулирует ее рост. Иначе мы и дальше будем падать".

Александр Охрименко также считает, что Зеленский в любом случае должен был сказать о сотрудничестве с МВФ.

"Правда, можно говорить о сотрудничестве, но не сотрудничать, – отметил он. – Как это было во время президентства Януковича. Тогда как бы никто с МВФ не ссорился, но советы не слушали. И траншей не получали. Можно действовать, как Порошенко: брать деньги, выполнять несоотносимые с нашими реалиями требования – и дальше убивать экономику Украины. Посмотрим, как будет выкручиваться Зеленский. Мне кажется, логичным было бы разместить гособлигации в валюте для населения. Если сделать нормальную ставку – около 5% в долларах США в год, то многие понесут свои "подматрасные" сбережения в банки".

Не стала откровением и тема ГТС, являющаяся головной болью Украины и медленно, но верно превращающаяся в металлолом.

"Что касается ГТС, то потребителем, по факту, являются страны ЕС. Поэтому и важно привлечь европейцев в качестве партнеров для реконструкции и эксплуатации ГТС. А еще привлечь их к переговорам касательно условий, на которых будет качаться российский газ через нашу ГТС в Европу", – считает Дорошенко,

По мнению Охрименко, решить вопрос заполняемости ГТС можно было бы, назначив после выборов премьером или вице-премьером по ТЭК человека из окружения "Оппозиционной платформы – За жизнь".

"Тогда реально найти общий язык с РФ по ГТС, а также решить проблему транзита и покупки газа, – считает эксперт. – Во всех остальных случаях будет проблема – с 2020 наша ГТС может остановиться. Нужно не давить, а пытаться договориться с РФ. Европейцы нам не будут помогать. Достаточно посмотреть, как они "озабочено" помогают обходить нас российскими потоками. ЕС явно хочет мира с Путиным".

Дорошенко подчеркивает, что этот визит стал своеобразным пробным камнем и намного важнее, какие за заявлениями последуют действия.

"Мы подписали Соглашение об Ассоциации с ЕС. Именно Евросоюз является нашим стратегическим партнером. США – тоже, но они далеки, хоть плотнее европейцев участвуют в нашей внутренней политике. Скорее всего, дальнейшие визиты Зеленского будут в страны ЕС, а также в США, – считает Дорошенко. – Пока же он озвучил определенные месседжи, показавшие, что государственная политика Украины после смены власти не меняется. И еще важный момент – пока мы слышали лишь общие заявления в стиле президентской предвыборной кампании. Их можно расшифровывать как угодно. Каждый будет искать в них свою правду. После формирования новых парламента и правительства придет время уже не заявлений, а действий. Хотелось бы, чтобы уровень поддержки президента и его команды трансформировался в те самые действия, на которые рассчитывают украинцы – прекращение конфликта на Донбассе, рост экономики, привлечение коррупционеров к реальной ответственности".

Экономические заявления Зеленского: чего не случилось, а могло бы

Финансовый эксперт Алексей Кущ комментируя изданию "Комментарии" экономические заявления Владимира Зеленского в Брюсселе, отметил, что предложенная им повестка состояла из двух основных частей. И не порадовала новизной и креативом, которые ожидались.

"Первая часть – дезавуирование слухов, которые распространялись, благодаря скандальным заявлениям Коломойского (отказ от сотрудничества с МВФ, необходимость дефолта, попытка вернуть "Приватбанк" или выбить "откупные"). Большая часть месседжей касалась того, что Зеленский это всё в той или иной мере опровергал, – говорит Кущ. – Вторая часть состояла из повторения риторики предыдущего президента. Зеленский решил сыграть роль "маленького Порошенко", повторяя схожие тезисы (а, как выяснилось, даже те же самые, т.к. имело место якобы провокационное "списывание" предыдущих речей Порошенко). Понятно, что Зеленский должен был двигаться в рамках ранее заложенных и поддержанных украинцами направлений. Так что его заявления о продолжении интеграции в ЕС и НАТО были ожидаемы и оправданы. Никто не ждал, что он заявит о необходимости идти в Таможенный союз с РФ".

Проблема же в том, считает эксперт, что Владимир Зеленский должен был приехать в Брюссель с новой яркой повесткой дня. И предоставить СВОЙ взгляд на устоявшую систему координат. Придать нашим отношениям с Западом новое, свежее дыхание.

"Можно было предложить улучшить формат интеграции Украины в ЕС. В частности, внести изменения в базовые условия Соглашения о зоне свободной торговли – в сторону усиления защиты прав украинских производителей, – говорит Кущ. – В этом смысле показателен пример Турции, которая постоянно ищет альтернативные – более высокие! – ступени сотрудничества с Евросоюзом. Она стоит у дверей ЕС, но не безынициативно, в ожидании, когда их соизволят открыть. Турция постоянно пытается подвигнуть ЕС к дополнительным форматам сотрудничества. Себе на пользу. К примеру, у Турции и ЕС есть единый таможенный союз. И Зеленский мог поднять такой вопрос. Эту идею, кстати, в прошлом году, во время Ялтинской конференции по безопасности (после аннексии Крыма она проходит в Киеве), озвучивал бывший британский премьер Тонни Блэр".

Уже было бы две интересных дебютные идеи: Таможенный союз с ЕС и изменения формата договора о ЗТС, который бы усилил защиту украинской экономики.

"Мог бы президент применить еще одну дебютную идею, – продолжает Кущ. – На наименее развитые страны, сотрудничающие с ЕС, распространяется программа "Всё, кроме оружия". Ее суть в том, что ЕС раскрывает свой рынок для этих стран, чтобы приостановить поток незаконной миграции с их стороны. Европейцы разрешают продавать у себя всё, кроме оружия. По мере усиления этих стран, вводятся дополнительные таможенные барьеры, исключающие те или иные товарные позиции".

Включение в такую программу, уверяет эксперт, дает импульс для инвестиций. К примеру, у Бангладеш, где, в отличие от Украины, никто не прописывает в Конституции нормы о вступлении в ЕС, экспорт в Евросоюз составляет около 15 млрд долл. У нас – около 20 млрд долл. Камбоджа, также включенная в программу ВКО, экспортирует в ЕС продукцию на 5 млрд долл. В этих странах инвесторы вкладывают серьезные средства в производство одежды, обуви.

"Украина с ее крайне низким нынешним уровнем ВПП (чуть более 3 тыс. долл. на человека в год) по мировой классификации является одной из самых бедных в мире. И самой бедной в Европе, – напоминает Алексей Кущ. – Можно было предложить лидерам ЕС хотя бы на ближайшие пять лет сделать Украину участником данной программы. Учитывая наши, мягко говоря, непростые условия. Это было бы революционным шагом. Мы бы могли привлекать колоссальные иностранные инвестиции, если бы ЕС полноценно раскрыл нам свой рынок".



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Комментарии
comments

Новости партнеров


Новости

Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!