Рубрики
МЕНЮ
2
Журналист, социолог, специалист по геобрендингу
Пишу статьи эмоционально-экспрессивного характера, затрагивающие темы социальной политики.
В своих материалах поднимаю проблемы современного общества Украины, пишу о безразличии нынешней власти
к проблемам населения. Также занимаюсь сбором и анализом информации о причастности украинских политиков к коррупции,
открывая их истинное лицо
перед народом.
Под определением «паллиативной помощи» понимается помощь, позволяющая улучшить качество жизни пациентов и их семей, столкнувшихся с проблемами, связанными с опасным для жизни заболеванием, путем предотвращения и облегчения страданий. Это не только помощь медикаментами, которые могут хоть на некоторое время унять боль пациента, это и психологическая и социальная помощь.
Тема «паллиатива» - сложная и крайне деликатная. В наших больницах не предусмотрено «мягкое» и тактичное объявление диагноза пациентам. Врачей, безусловно, можно понять. За многие годы своей работы они постоянно сталкиваются с различными неизлечимыми болезнями. Для них это уже рутина. Трудовые будни. Конечно, объявить молодой девушке, что она умрет в считанные недели, это сложно и больно. Доктора не звери, они такие же люди, как и мы. И им также жалко тяжелых больных. Но их работа состоит в том, чтобы лечить, а не подбирать слова. Поэтому врачи натягивают на себя маски безразличия и с каменным лицом объявляют: «У вас злокачественная опухоль. Неоперабельная». И уходят. А человек остается один на один со своей болезнью. Не только с болезнью, но и со страхом неизвестности.
В развитых странах для таких случаев как раз и существует паллиативная помощь. Это группа специально обученных людей. Каждый из них занимается своей работой. Есть психологи, медицинские сестры, врачи-анестезиологи, и даже социальные работники. Это целая, огромная и сложная система, со своими недочетами и проблемами.
К примеру, раньше (до 2013 года), в наших больницах не пускали родственников в реанимацию. Объяснялось это тем, что посетители с улицы могут занести инфекцию. Европа же сразу отказалась от этой затеи. Умирающему человеку намного важнее нахождение рядом близких людей, чем вопрос «возможной» инфекции. Научно доказанный факт: дети, которые длительное время находятся в больнице без родителей, «заражаются» так называемым «госпитализмом». Это синдром патологии детского психического и личностного развития. Оставаясь длительное время один, ребенок развивается как бы в обратную сторону. Для сравнения: если годовалый ребенок рос в семье и уже научился ходить, то поместив его в больницу одного без опеки близких людей, он может утратить этот навык. И это лишь физические отклонения. В психологическом плане, все еще хуже. Дети начинают хандрить, думают, что они не нужны маме и папе, и шансы поправится у таких детей уменьшаются. У них априори нет шанса выздороветь, но когда рядом любящие родители, то есть желание бороться за жизнь, сколько бы она не продлилась.
По украинскому законодательству паллиативную помощь предоставляют бесплатно. Существуют государственные хосписы и паллиативные отделения при больницах. Но их недостаточно. По данным ВОЗ необходимый минимум – сто кроватей для паллиативных больных на 1 миллион населения. По данным нашего Министерства охраны здоровья Украине необходимо 4200 кроватей. В настоящее время мы располагаем лишь 1247. Это в три раза меньше, чем необходимо по минимальным стандартам. А в целом в нашей стране в паллиативной помощи нуждается более полумиллиона людей.
Представьте себе! Полмиллиона людей, которые, коротая свои последние дни жизни, стоят в «очереди» на койку в хосписе. И как бы ужасно и шокирующе это не звучало, они действительно ждут свою «очередь за смертью».
Хосписы нужны здесь и сейчас. Но их нет. Нет должного финансирования на строительство таких заведений. А те, что уже существуют, попросту не могут позволить себе принимать большее число людей, т.к. их необходимо полностью обеспечивать. Обеспечивать возможности нет. Ведь это все деньги. Лекарства стоят денег, аппараты жизнеобеспечения стоят денег, медицинский персонал, ухаживающий за больными, тоже стоит денег. Поэтому сталкиваясь с паллиативным больным, врачи, зная, как обстоят дела с хосписами в нашей стране, сразу рекомендуют «умирать дома».
Тяжелобольных детей, еще пытаются лечить. Искусственно продлевают хотя бы на какое-то время их жизни. Делают химиотерапию, проводят лучевую терапию. Волонтеры ведут сборы финансовых средств для помощи детям. Очень часто по телевидению мы можем увидеть сбор для лечения в Германии, Англии или Израиле. Существует такое мнение, что там лучше медицина, там помогают. Да, многим иностранным клиникам нет равных в вопросах медицины. Много случаев, когда такое лечение за границей, действительно принесло свои плоды.
Что больше всего удивляет наших граждан, получивших возможность лечиться за рубежом, так это отношение. То, как относятся к больным «там» по сравнению с нашей страной, это небо и земля. Это у нас, видя больного ребенка с внешними дефектами многие будут откровенно «пялиться» на него. Начнут «тыкать пальцем». Проще отправить такого пациента в специализированную больницу и закрыть там с такими же, как и он.
В Англии, к примеру, с детства менее здоровые дети всегда находятся в обществе обычных детей. Это делается специально. Для того, чтобы больных воспринимали как полноценных членов общества. Никто не округляет глаза видя человека с трахеостомой в горле. Никто не будет разглядывать с отвращением человека с висящим на боку мочеприемником. Там так принято. К сожалению, у нас нет такого восприятия. Мы другие. Но мы не хуже. И наши больные тоже имеют право достойно прожить свою пусть и не долгую, но все-таки жизнь.
Узнав условия жизни в различных хосписах Англии, в наших головах происходит «разрыв шаблона». В одном из таких хосписов смертельно больной мальчик лежал на своей кровати прямо в центре игровой комнаты, среди других детей. В Украине бы этого не допустили. Ребенок болен – ребенок должен находиться в палате. За границей же наоборот. Если ребенок болен, то ему лучше находиться среди других детей, ведь он в любом случае ребенок, и ничем не хуже других. Пусть он не может бегать и играть, но он может хотя бы наблюдать за этим. Это поднимает настроение, и как бы подбадривает: «Хэй, парень. Не все так плохо». В другом английском хосписе для подростков было пиво и порножурналы. И это лишь малая часть того, чем обличается наша паллиативная помощь от европейской. Мы думаем, что паллиативный больной – это пожилой человек, который лежит на кровати скрестив руки на груди и просто ждет смерти. Нет! Это не так. Смерть для таких больных неизбежна, но вопрос в том, как ее ждать.
В последние годы Украина начала уделять больше внимания вопросам паллиатива. Разрешили хотя бы посещать родных в реанимации, дали возможность врачам выписывать некоторые обезболивающие препараты, содержащие наркотические вещества. Но это лишь капля в море.
Возможно, когда-нибудь мы дойдем до того уровня, когда за счет государства сможем достойно проводить человека в последний путь. За это придется заплатить большую плату. И речь не только о деньгах, которые, безусловно, занимают в этом вопросе главенствующую роль, речь и о нашем менталитете. Когда мы сможем принять «за своих» тяжело больных людей, когда не будем бежать от них как от огня, когда осознаем, что они хотят, и имеют на это полное право, ярко прожить свою жизнь, тогда начнутся изменения.
Но до этого необходимо «дорасти» …
Новости партнеров
Другие материалы автора
Новости