Блог

Иван Толкачев: Способен ли центр «удержать» регионы?

Местные выборы показали: в регионах выросли и окрепли элиты. Они «взяли» власть в большинстве местных советов и демонстрируют желание проводить самостоятельную политику. Возникает вопрос: сможет ли центральная власть контролировать их действия?

0

comments1985

Иван Толкачев

Политолог, эксперт по коммуникациям и PR

Политолог, эксперт по коммуникациям и PR

В принципе, для тех, кто занимается региональной политикой давно не секрет, что Украина стремительно превращается в государство со всеми признаками феодальной раздробленности. Отдельные ОТГ стали «вотчинами» и «родовые землями». Конкретные люди или предприятия определяют жизнь и политику в целых городах и районах. 

 

После завершения реформы «децентрализации» объединенные территориальные громады перешли на прямые отношения с государственным бюджетом. На практике это привело к тому, что значительно уменьшилась роль местных администраций – районных и даже областных. Ведь исчез самый главный инструмент влияния – распределение денег. На центральную власть обращают все меньше внимания и точно перестали ее бояться.

 

Самыми главными статьями расходов бюджета ОТГ являются социалка, образование и медицина. В принципе, все эти потребности покрываются за счет адресных субвенций из госбюджета. Причем человеческий фактор в определении их размера практически исключен. Они рассчитываются по закрепленным в законах формулам, прописываются в бюджете и относятся к «защищенным» расходам (т.е. будут выплачены в любом случае).

 

Единственным действенным инструментом, с помощью которого центральная власть может хоть как-то заинтересовать местные элиты – это деньги на развитие. В Украине эти средства выделяются из Государственного фонда регионального развития и распределяются Министерством развития громад и территорий. В бюджете на 2021 год, который вчера приняла Верховная Рада, на эти цели предусмотрено аж 4,5 миллиарда гривен.

 

Деньги на строительство дорог (21 миллиард гривен) или большие инфраструктурные проекты (еще порядка 10 миллиардов), которые также есть в бюджете-2021 все-таки лучше не брать в расчет. Они посчитаны и поделены крупными игроками, и к местным бюджетам отношение будут иметь самое минимальное.

 

Итак, 4,5 миллиарда гривен на все страну. Много это или мало? 

 

В пересчете на общее количество громад (1469) получается чуть больше 3 миллионов гривен на каждую. Для небольшой сельской громады на 2 тысячи жителей это значительные деньги. Но для более крупной, не говоря уже о городах с населением более 30 тысяч – это капля в море бюджетных потребностей.

 

И как вывод. Анализ бюджета на следующий год не дает ответа как «центр» собирается договариваться с местными элитами и влиять на региональные дела. Самый простой – финансовый не используется. Административное давление – сведено к минимуму. Силовая вертикаль – работает неэффективно. Политическое влияние – утрачено.

 

Все чаще государство воспринимается как набор сервисов, а не руководящая и направляющая. И предпосылок для изменения ситуации пока что не видно. Регионы снова остаются предоставленными сами себе. К чему это приведет? Скорее всего ни к чему хорошему.



comments

Новости партнеров

comments

Другие материалы автора


Новости

Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!