Срываем маски: телеграм-канал Резидент – о бизнесе, отношении к Шарию и работе в интересах Зеленского

В рамках нового спецпроекта "Срываем маски" журналисты "Комментариев" пообщались с совладельцем популярного телеграм-канала "Резидент". В чем феномен анонимных политических каналов, стоимость которых достигает миллионов долларов, почему телеграм-каналы не могут себе позволить публиковать фейки и кто "сливает" им инсайды из главных кабинетов государства. Об этом и многом другом – в нашем эксклюзивном интервью

СПЕЦПРОЕКТ "СРЫВАЕМ МАСКИ"

Немного истории. Впервые на полном серьёзе об анонимных телеграм-каналах в Украине заговорили лишь в прошлом году. Нашумевшими стали "сливы" переписок "Джокера" (одного из пионеров данного движения) с депутатами от "Слуги народа". "Жертвами" пранкера были Михаил Радуцкий, Богдан Яременко и нынешний кандидат в мэры Киева Николай Тищенко. Аноним представлялся генеральным прокурором Русланом Рябошапкой и спрашивал о “внутренней кухне” партии. Как вы понимаете, слов особо никто не подбирал, что наверняка стало поводом для конфликтов в “Слуге народа”. Затем список пополнился бывшим заместителем министра транспорта и инфраструктуры Александрой Клитиной и даже мэром Киева Виталием Кличко. Неожиданно “Джокер” взял паузу на несколько месяцев, и вернулся в информационное поле лишь в феврале, опубликовав видео с экс-нардепом Максимом Микитасём, который хвастается связями на Банковой.

На данный момент большей популярностью и спросом у аудитории пользуются телеграм-каналы с инсайдами из политических кругов. Лидерами по числу подписчиков являются “Легитимный” (свыше 105 тысяч подписчиков на момент написания материала), “Темный рыцарь” (свыше 104 тысяч) и “Резидент” (65 тысяч). Именно с авторами последнего нам удалось пообщаться и услышать ответы на самые волнующие вопросы о работе каналов..

(Для понимания самого процесса данного интервью. Подготовка и беседа длилась более месяца с помощью электронной почты. По другим средствам связи, как вы догадались, получить информацию просто нереально из-за анонимности авторов телеграм-канала).

"Резидент" не входит в пул Офиса президента, что не нравится многим на Банковой"

– Давайте начнем издалека: откуда и при каких обстоятельствах возникла идея создать анонимный политический телеграм-канал?

– Мы решили создать "Резидент" летом прошлого года, наблюдая за ростом медийной платформы и работой некоторых каналов. Потом сравнили наш рынок с Россией, Беларусью, и оказалось, что украинские каналы сильно уступают в этой нише. Фактически у нас в стране на тот момент был только один политический канал – "Легитимный". Изучив опыт России, мы поняли, что за этим будущее через год-два, а значит, эта ниша свободна и стоит в неё входить. Сейчас политические телеграм-каналы в России стоят намного дороже некоторых изданий, что связано с разницей в восприятии информации и премиум-сегментом пользователей. Канал “Незыгарь” продали за 8 миллионов долларов, а ещё полтора года назад его купили за 700 тысяч.

– Сколько людей задействованы в работе над каналом? Это все знакомые между собой партнеры или есть нанятые работники?

– Задействовано три человека, все знакомы между собой, с разными политическими взглядами, но публикуют контент двое. Третий работает на государственной должности и только присылает нам драфты.

– Почему "Резидент"? Какие ещё варианты названия были?

– Названий было много, но решили заложить скрытый смысл. Данные, публикуемые на канале, собираются методами, близкими к разведке.

– Ваш телеграм-канал уже не раз “находил себе владельца”, если судить по публикациям в СМИ. Писали, что "Резидент" сотрудничает с Андреем Ермаком, потом всплывали имена Кирилла Тимошенко, да и всего пула Банковой. Так на кого же (или в чьих интересах) вы работаете?

– Сначала нас чётко относили к экс-главе Офиса президента Андрею Богдану. Мы публиковали часть данных, которые знали всего несколько человек на Банковой. В частности, когда ставили на голосование в первом чтение законопроект о рынке земли. Или о звонке Зеленского Путину. Но позже мы начали публиковать очень много информации по апгрейду Минских соглашений, и полностью дали расклад, как видит этот процесс украинская сторона. Этими данными обладал только Андрей Ермак и близкий круг его окружения, но позже произошёл конфликт интересов, а мы перестали уделять этому треку столько внимания, чтобы не конфликтовать с действующим главой Офиса президента.

По Кириллу Тимошенко всё намного прозаичнее. Мы сотрудничали с его человеком, он “сливал” нам информацию, взамен мы публиковали необходимые для него данные. Сам Кирилл – очень жадный человек, и не создал ни одного канала (хотя обещал Зеленскому сделать свою сетку телеграм-каналов и сеть ботов для фейсбука). Он просто привык брать на аутсорсинг, вот почему он легко прошёл детектор лжи. Когда у него спрашивали, принадлежат ли ему телеграм-каналы, он ответил – нет. И это правда. Только в конце января – в начале февраля Тимошенко предложил концепцию новой войны с политическими телеграм-каналами, в ней он отдельное место уделил нам.

пообщались с известным украинским пранкером Евгением Вольновым, который рассказал о работе сайта “Миротворец”, своём отношении к “Джокеру” и о результатах своего скандального розыгрыша после пожара в российском торговом центре “Зимняя вишня”.

Також нагадаємо, що ми запустили спецпроект "Зриваємо маски", в рамках якого всебічно будемо висвітлювати одне з найбільш резонансних явищ в сучасному українському медіапросторі – анонімні політичні телеграм-канали.