Рубрики
МЕНЮ
Мария Чиренко
На Донбассе с 20-21 декабря может начаться период постоянного и всеобъемлющего перемирия. Об этом заявил министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко, подчеркивая, что после прекращения огня будет понятно, возможен ли дальнейший прогресс в урегулировании конфликта.
Эксперты высказали изданию "Комментарии" мнения касательно (не)реальности нового перемирия.
Заявлений о начале длительных и всеобъемлющих перемирий — на Рождество, Пасху, уборку урожая и 1 сентября было уже столько, что впору составлять календарь, считает военный обозреватель Денис Попович.
"Все они прерывались с первым же обстрелом. Я буду удивлен, если и сейчас не произойдет то же самое, — говорит Попович. — То есть, как минимум, продолжится вялотекущая позиционная война со стрельбой на отдельных участках и гибелью людей. К большому сожалению".
Перспективы прекращения конфликта зависят не от того, насколько долго продержится тишина на фронте, как говорит Вадим Пристайко, а от того, как быстро будут сняты противоречия между главными действующими лицами, уверен военный обозреватель.
"А тут, как показала недавняя встреча в нормандском формате, Владимир Зеленский и Владимир Путин пока лишь еще раз обозначили эти противоречия, но никак не сняли их. Если развитие событий будет продолжаться именно в таком ключе, как сейчас, то я не думаю, что до следующей нормандской встречи, которая запланирована через четыре месяца, стоит ждать каких-то существенных изменений. И лишь после этой второй встречи могут последовать какие-то выводы", — резюмирует Попович.
Политический эксперт Дмитрий Воронков призывает не принимать заявления Пристайко о бессрочном прекращении огня за чистую монету.
"Такая перспектива весьма маловероятна. Мы можем ожидать умеренное затишье в период новогодних праздников, но это максимум, на который стоит рассчитывать, — уверен Воронков. — Более того, полагаю, что и сам Пристайко не верит в перспективу постоянного перемирия. Потому он и подчеркнул, что его соблюдение или не соблюдение — будет основным показателем того, возможен ли дальнейший прогресс в урегулировании конфликта. Иными словами, потенциально он подготовил почву для того, чтобы обвинить Кремль в нежелании соблюдать даже первый пункт минских договоренностей".
Нормандская встреча в Париже 9 декабря не принесла прогресса, уверен политэксперт. Поэтому украинской власти важно продемонстрировать хоть какие-то попытки урегулирования конфликта на Донбассе.
"Но дело в том, что украинская сторона не располагает реальными механизмами для стимулирования прогресса в вопросе Донбасса (если не принимать в учет возможные уступки). При этом она не может взять — и просто не заниматься этим вопросом. И как раз пункт о прекращении огня — наиболее удобный для власти, поскольку обществом нарушение этих договоренностей воспринимается достаточно пассивно, привычно. Больше того, подобные срывы даже не бьют по имиджу власти, а лишь укрепляют патриотические настроения украинцев", — поясняет Воронков.
По его мнению, в пользу безальтернативности срыва бессрочного прекращения огня свидетельствует инициатива Зеленского о пересмотре Минских соглашений.
"Ведь Путин категорически против этого. А Европа поддерживает. Поэтому Путину нужны обстоятельства, которые будут автоматически тормозить этот вопрос. И как раз нарушение перемирия является неким блокиратором дальнейших дискуссий, — поясняет эксперт. — Так что Путину выгодна нестабильная ситуация на востоке Украины. Ведь если не выполняется даже первый пункт "Минска", то всякие разговоры на более дальнюю перспективу теряют смысл. И разумеется, в провокациях Кремль будет обвинять именно ВСУ… Так что в некоторой степени срыв перемирия выгоден для обеих сторон. Но если для Путина это — тактическая победа, то для Украины (вернее ее действующей власти) — лишь один из факторов для внутриполитического выживания в условиях полной беспомощности в данном международном конфликте".
Глава "Института региональной политики", соучредитель в Гуманитарной организации "Ответственные граждане" Энрике Менендес уверен: полноценное и всеобъемлющее прекращение огня невозможно без всеобщего разведения войск. А оно в данный момент невозможно на отдельных участках ввиду специфики географии.
"Пока удалось развести силы и средства лишь на трех участках у линии разграничения, где и ранее не было особых столкновений,- отмечает Менендес. – После встречи в нормандском формате, уже в рамках переговоров в минском формате должны согласовать еще три участка. Но в некоторых местах, где есть те же господствующие высоты, стратегически невыгодно и даже опасно (с точки зрения командования) отводить силы. Потому в Париже и не договорились о разведении войск вдоль всей линии разграничения. А без этого беспокоящие обстрелы будут продолжаться".
Эксперт также подчеркивает, что с помощью обстрелов можно влиять на общественное мнение, манипулировать им.
"В этом заинтересованы многие группы влияния, — уверен Менендес. – Они используют обострение на линии фронта, решая свои задачи, не имеющие ничего общего с приближением окончания конфликта".
Как сообщал сайт "Комментарии", саммит "нормандской четверки" прошел в Париже 9 декабря, по итогам которого было обнародовано совместное коммюнике.
Новости партнеров
Новости