Рубрики
МЕНЮ
24
політолог
Кандидат наук із соціальних комунікацій, доцент Інституту журналістики Київського ун-ту ім. Б.Грінченка, Військового інституту Київського національного університету ім. Т. Шевченка, докторант Харківського національного ун-ту ім. В.Каразіна, член Національної спілки журналістів України. Координатор Центру протидії інформаційним агресіям «АМ&РМ».
Это удивляет, шокирует, порой вызывает раздражение нелепостью того факта, что даже солидные, независимые патриотично настроенные издания транслируют кремлевские фейки и деструктивные нарративы. Впрочем, если внимательно проследить процесс проникновения такой информации в медиа, становиться очевидным весь механизм. Все происходит по алгоритму медиа-инфильтрации, который состоит из нескольких этапов. Каждый этап, своего рода фильтр, который очищает медиа-контент от крупных и очевидных информационных токсинов, по которым можно определить его опасность (название СМИ, редакционная политика, собственник СМИ, страна и пр.) и камуфлирует его в нейтральный фон.
В среде профильных аналитиков, активно обсуждается это обстоятельство. Моделируются процессы, проводятся качественные и количественные исследования. Начиная с сентября прошлого года, эту тему активно разрабатывает Центр противодействия информационным агрессиям «АМ&РМ», который проводит еженедельный мониторинг основных, доступных украинской аудитории медиа.
http://am-pm.org.ua/category/analytics/
В результате контент-анализа материалов, экспертами этого Центра было установлено, что кремлевские нарративы, прежде чем попасть в головы украинцев проходят, как минимум, три фильтра.
https://armyinform.com.ua/2020/12/yak-rosijski-fejky-pronykayut-v-ukrayinskyj-mediaprostir/
Первый фильтр - российские СМИ (ведущие ТV каналы, RT, MK.ru, «Звезда», «Известия», «Ведомости», Lenta.ru, топовые Telegram-каналы и др). В этих СМИ мысли и чаяния российского руководства облекаются в форму интересного контента с простыми и понятными месседжами. На этом уровне, для слабо разбирающейся в политике российской и пророссийской (в Украине и др. странах) публики, камуфлируется главный первоисточник – Кремль.
Второй фильтр - пророссийские издания в Украине (112.ua, «МК в Украине», «Интерфакс», UNN, «Вести», телеканалы «Интер», «1+1», телеканалы медведчуковского пула, Страна.ua и др.). Эти медиа, ссылаясь на российские источники, а часто и без ссылки на них, пересказывают, транслируемые в токсичных российских СМИ, месседжи. Контент подаётся с максимально нейтральным оформлением. Таким образом камуфлируется происхождение месседжей, что значительно повышает уровень доверия у аудитории.
Третий фильтр – проукраинские СМИ. Патриотично ориентированные медиа, обладающие высоким уровнем доверия у основной массы украинской аудитории, очень часто используют месседжи бездумно взятые в отечественных пророссийских СМИ, а иногда и в откровенно токсичных кремлевских. Ссылаясь на медиа второго уровня, проукраинские СМИ, зачастую сами того не понимая, несут в сознание украинцев деструктивные нарративы, фейки и месседжи, которые фабрикуют кремлевские политтехнологи, тем самым ослабляя уровень национальной информационной безопасности.
Классический пример успешной работы такого алгоритма медиа-инфильтрации – обсуждение в украинском обществе итогов недавних онлайн переговоров в формате «Меркель-Макрон-Путин». Практически все украинские СМИ, транслировали результаты этой встречи в кремлевской трактовке.
Этот алгоритм успешно используется РФ и в других странах. Прежде всего в ЕС, где симпатии и доверие к России все ещё достаточно ощутимы.
Главная причина того, что кремлевским идеологам удаётся так успешно просачиваться в умы и души различных аудиторий – отсутствие элементарной критичности мышления, информационной стойкости и медиа грамотности.
Новости партнеров
Другие материалы автора
Новости