Рубрики
МЕНЮ
23
політолог
Кандидат наук із соціальних комунікацій, доцент Інституту журналістики Київського ун-ту ім. Б.Грінченка, Військового інституту Київського національного університету ім. Т. Шевченка, докторант Харківського національного ун-ту ім. В.Каразіна, член Національної спілки журналістів України. Координатор Центру протидії інформаційним агресіям «АМ&РМ».
Данный факт, по сути, беспрецедентный т.к. за всю историю нашей независимости, в Украину, с первым президентским визитом ещё ни кто не приезжал. Ну, или почти ни кто. Фактически, Майя Санду, объявляет гибридную войну Кремлю и зовёт на этот холивар, Украину, в лице её официальной власти.
Прежде чем анализировать и составлять прогноз, как себя поведёт в такой ситуации Украина, давайте вспомним основные вехи Приднестровского конфликта.
Приднестровская проблема возникла сразу же после распада СССР. Местная советская партноменклатура и пророссийски настроенное население, испугались заявлений новой власти о западных ориентирах и тесной дружбе с Румынией. Заговор созрел подозрительно быстро и его вряд ли можно считать экспромтом.
На протяжении периода с марта по июль 1992 года, между официальными силовыми структурами Молдовы и местными сепаратистами, подстрекаемыми Кремлём и прямо поддерживаемые подразделениями 14-ой армии ВС РФ, проходили ожесточенные бои. Кстати, в этих боях принимали активное участие украинские добровольцы из УНА УНСО (группы Николая Карпюка и Юрия Тыма из Ровно).
Кишинёву тогда так и не удалось подавить мятеж, вследствие парадоксальной ситуации, мятежники были вооружены и обеспечены лучше чем официальные молдавские силовики. Кроме того, в рядах сепаратистов было очень много российских «добровольцев». Кстати, именно там начинал свою карьеру международного террориста, печально известный на Донбассе, Игорь Стрелков (Гиркин).
Официальные власти Молдовы вынуждены были пойти на перемирие и дать разрешение на привлечение в качестве миротворцев, российских военнослужащих. 21 июля 1992 года, президент Молдовы, Мирча Снегур, президент РФ, Борис Ельцин и лидер приднестровских сепаратистов, Игорь Смирнов, подписали договор по которому, Приднестровье получило право «самостоятельно решать свою судьбу». Была сформирована наблюдательная миссия из числа представителей официальной молдавской власти, представителей Приднестровья и РФ, а также миротворческий контингент из числа подразделений 14-армии. Такое решение, мира и стабильности в регион не принесло и серьезно затормозило движение Молдовы в сторону Европы. Конфликт был заморожен, но не остановлен. Власть в Приднестровье захватил союз бывшей местной партноменклатуры и криминала, который постепенно превратили регион в кланово-олигархический анклав. А Молдова на долго застряла в постсоветском болоте.
На протяжении 90-х и в начале 2000-х, было несколько острых политических и экономических противостояний, а также попыток разрешить проблемную ситуацию дипломатическим путём. Самым громким из них был так называемый «План Козака», предложенный замглавы администрации президента РФ. Он предполагал превращение страны в федерацию с очень размытыми центрами управления, что практически поставило бы крест на независимости Молдовы. Справедливости ради, следует отметить, что тот же самый Козак, но уже в новом официальном статусе, недавно предлагал нечто подобное и Украине, для решени ситуации с ЛДНР.
Для урегулирования приднестровской проблемы предлагала свои варианты и Украина. Был так называемый «План Ющенка» (представлен в 2005 г. на саммите ГУАМ), по которому предполагалось осуществление широкой демократизации по всей стране, подготовку и проведение всеобщих прозрачных и открытых выборов, разблокировку территории ПМР, привлечение ОБСЕ и украинских миротворцев.
Однако все усилия достичь консенсуса сторон не увенчались успехом. Ситуация системно зависла и стала хронической болезнью в трехсторонних отношениях Молдовы, России и Украины.
Для Украины, Приднестровье является важным моментом её региональной геополитики, т.к. это завязано на исторических (некоторое время, это была территория УССР), этнокультурных (около 50% местных, этнические украинцы) и экономических (транзит товаров) аспектах. Так же тут есть угроза нашей национальной безопасности, в виде нескольких батальонно-тактических групп ВС РФ, расположенных возле нашей западной границы. И, между прочим, по одной из следственных версий, именно из этого района было совершено диверсионное нападение на склады боеприпасов ВСУ в с. Калиновка, Винницкой области, имевшее место в 2017 и 2019 гг.
Таким образом, Украина, серьезно завязана на решении приднестровской проблемы, которая является для неё, по степени важности, на первом месте сразу после аннексии Крыма и войны на Донбассе.
Все это делает визит Майи Санду крайне важным для Украины и может стать ключевым звеном в цепи решений по вопросу прекращения войны на Донбассе и возвращения всех утраченных территорий, включая Крым. В качестве прецедента, успешное решение приднестровской проблемы может стать стимулом и по Абхазии, Осетии, Карабаху и другим локальным геополитическим проблемам, которые на протяжении 90-х и начала 2000-х, так активно создавала Россия.
Это понимают и на Западе и в России. И по этому, следует предположить, в кругах приближённых к Офису президента Украины и в самом ОПУ, сейчас идёт острое противостояние между агентами влияния РФ и прозападными прагматиками, на предмет того, как ответить на предложения Санду. Фактически, речь идёт о том как Украина отреагирует на новое предложение западного антироссийского альянса, о новом широкомасштабном наступлении на геополитическом фронте.
Перед президентом Зеленским и его окружением, в котором сейчас больше смотрящих в сторону Кремля, стоит непростой вопрос. Как быть в этой ситуации? Наступить на горло своим предвыборным обещаниям и миротворческой риторике? Тем самым получить надежду на финансовую поддержку Запада и вернуть расположение нового президента США. Или же продолжать искать решение проблем с РФ, где-то между Москвой и Киевом? И таким образом, сильно проиграть в глазах ЕС и США, рискуя потерять даже надежду на финансовую помощь.
Какое решение выберет ОПУ, сказать сложно. Четких формулировок на эту тему с Банковой мы пока не видим. Ждать случайной утечки информации тоже не стоит, поскольку пока нечему утекать. Решения нет и до последнего момента не будет. Так что нам остаётся только ждать 12 января и совместных заявлений Санду и Зеленского.
Последствия негативного решения ОПУ предугадать не сложно. Украинское общество уже достаточно взрослое и политически грамотное для того чтоб оценить подтекст таких решений. Для всех станет очевидным, что отказ от реального партнёрства с Молдовой, будет очередным свидетельством попыток группы главы ОПУ, Ермака, продавить мир на выгодных для РФ условиях. Что за этим последует, догадаться не сложно.
Новини партнерів
Інші матеріали автора
Новини