comment

Рубрики

comment

МЕНЮ

Блог

Alexander V. Kurban: МОЛДОВСКИЙ ВЕКТОР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ – ОЧЕРЕДНОЙ СЕРЬЕЗНЫЙ ЭКЗАМЕН ДЛЯ КОМАНДЫ ЗЕЛЕНСКОГО

Из открытых источников стало известно, что 12 января, Украину посетит с первым официальным зарубежным визитом, новоизбранная президент Молдовы, Майя Санду. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что новая, проевропейская Молдова видит в Украине своего главного стратегического союзника в регионе. Не сложно догадаться, что основным предметом разговора станет проблема так называемой самопровозглашенной «Приднестровской молдавской республики» и пребывание на неподконтрольный Кишинёву территории российских миротворцев.

21

comments2435

Alexander V. Kurban

політолог

Кандидат наук із соціальних комунікацій, доцент Інституту журналістики Київського ун-ту ім. Б.Грінченка, Військового інституту Київського національного університету ім. Т. Шевченка, докторант Харківського національного ун-ту ім. В.Каразіна, член Національної спілки журналістів України. Координатор Центру протидії інформаційним агресіям «АМ&РМ».


Данный факт, по сути, беспрецедентный т.к. за всю историю нашей независимости, в Украину, с первым президентским визитом ещё ни кто не приезжал. Ну, или почти ни кто. Фактически, Майя Санду, объявляет гибридную войну Кремлю и зовёт на этот холивар, Украину, в лице её официальной власти.  

 

Прежде чем анализировать и составлять прогноз, как себя поведёт в такой ситуации Украина, давайте вспомним основные вехи Приднестровского конфликта.

 

Приднестровская проблема возникла сразу же после распада СССР. Местная советская партноменклатура и пророссийски настроенное население, испугались заявлений новой власти о западных ориентирах и тесной дружбе с Румынией. Заговор созрел подозрительно быстро и его вряд ли можно считать экспромтом.

 

На протяжении периода с марта по июль 1992 года, между официальными силовыми структурами Молдовы и местными сепаратистами, подстрекаемыми Кремлём и прямо поддерживаемые подразделениями 14-ой армии ВС РФ, проходили ожесточенные бои. Кстати, в этих боях принимали активное участие украинские добровольцы из УНА УНСО (группы Николая Карпюка и Юрия Тыма из Ровно).  

 

Кишинёву тогда так и не удалось подавить мятеж, вследствие парадоксальной ситуации, мятежники были вооружены и обеспечены лучше чем официальные молдавские силовики. Кроме того, в рядах сепаратистов было очень много российских «добровольцев». Кстати, именно там начинал свою карьеру международного террориста, печально известный на Донбассе, Игорь Стрелков (Гиркин).

 

Официальные власти Молдовы вынуждены были пойти на перемирие и дать разрешение на привлечение в качестве миротворцев, российских военнослужащих. 21 июля 1992 года, президент Молдовы, Мирча Снегур, президент РФ, Борис Ельцин и лидер приднестровских сепаратистов, Игорь Смирнов, подписали договор по которому, Приднестровье получило право «самостоятельно решать свою судьбу». Была сформирована наблюдательная миссия из числа представителей официальной молдавской власти, представителей Приднестровья и РФ, а также миротворческий контингент из числа подразделений 14-армии. Такое решение, мира и стабильности в регион не принесло и серьезно затормозило движение Молдовы в сторону Европы. Конфликт был заморожен, но не остановлен. Власть в Приднестровье захватил союз бывшей местной партноменклатуры и криминала, который постепенно превратили регион в кланово-олигархический анклав. А Молдова на долго застряла в постсоветском болоте.

 

На протяжении 90-х и в начале 2000-х, было несколько острых политических и экономических противостояний, а также попыток разрешить проблемную ситуацию дипломатическим путём. Самым громким из них был так называемый «План Козака», предложенный замглавы администрации президента РФ. Он предполагал превращение страны в федерацию с очень размытыми центрами управления, что практически поставило бы крест на независимости Молдовы. Справедливости ради, следует отметить, что тот же самый Козак, но уже в новом официальном статусе, недавно предлагал нечто подобное и Украине, для решени ситуации с ЛДНР.

 

Для урегулирования приднестровской проблемы предлагала свои варианты и Украина. Был так называемый «План Ющенка» (представлен в 2005 г. на саммите ГУАМ),  по которому предполагалось осуществление широкой демократизации по всей стране, подготовку и проведение всеобщих прозрачных и открытых выборов, разблокировку территории ПМР, привлечение ОБСЕ и украинских миротворцев.

 

Однако все усилия достичь консенсуса сторон не увенчались успехом. Ситуация системно зависла и стала хронической болезнью в трехсторонних отношениях Молдовы, России и Украины.

 

Для Украины, Приднестровье является важным моментом её региональной геополитики, т.к. это завязано на исторических (некоторое время, это была территория УССР), этнокультурных (около 50% местных, этнические украинцы) и экономических (транзит товаров) аспектах. Так же тут есть угроза нашей национальной безопасности, в виде нескольких батальонно-тактических групп ВС РФ, расположенных возле нашей западной границы. И, между прочим, по одной из следственных версий, именно из этого района было совершено диверсионное нападение на склады боеприпасов ВСУ в с. Калиновка, Винницкой области, имевшее место в 2017 и 2019 гг.

 

Таким образом, Украина, серьезно завязана на решении приднестровской проблемы, которая является для неё, по степени важности, на первом месте сразу после аннексии Крыма и войны на Донбассе.

 

Все это делает визит Майи Санду крайне важным для Украины и может стать ключевым звеном в цепи решений по вопросу прекращения войны на Донбассе и возвращения всех утраченных территорий, включая Крым. В качестве прецедента, успешное решение приднестровской проблемы может стать стимулом и по Абхазии, Осетии, Карабаху и другим локальным геополитическим проблемам, которые на протяжении 90-х и начала 2000-х, так активно создавала Россия.

 

Это понимают и на Западе и в России. И по этому, следует предположить, в кругах приближённых к Офису президента Украины и в самом ОПУ, сейчас идёт острое противостояние между агентами влияния РФ и прозападными прагматиками, на предмет того, как ответить на предложения Санду. Фактически, речь идёт о том как Украина отреагирует на новое предложение западного антироссийского альянса, о новом широкомасштабном наступлении на геополитическом фронте.

 

Перед президентом Зеленским и его окружением, в котором сейчас больше смотрящих в сторону Кремля, стоит непростой вопрос. Как быть в этой ситуации? Наступить на горло своим предвыборным обещаниям и миротворческой риторике? Тем самым получить надежду на финансовую поддержку Запада и вернуть расположение нового президента США. Или же продолжать искать решение проблем с РФ, где-то между Москвой и Киевом? И таким образом, сильно проиграть в глазах ЕС и США, рискуя потерять даже надежду на финансовую помощь.  

 

Какое решение выберет ОПУ, сказать сложно. Четких формулировок на эту тему с Банковой мы пока не видим. Ждать случайной утечки информации тоже не стоит, поскольку пока нечему утекать. Решения нет и до последнего момента не будет. Так что нам остаётся только ждать 12 января и совместных заявлений Санду и Зеленского.  

 

Последствия негативного решения ОПУ предугадать не сложно. Украинское общество уже достаточно взрослое и политически грамотное для того чтоб оценить подтекст таких решений. Для всех станет очевидным, что отказ от реального партнёрства с Молдовой, будет очередным свидетельством попыток группы главы ОПУ, Ермака, продавить мир на выгодных для РФ условиях. Что за этим последует, догадаться не сложно.

comments

Інші матеріали автора

comments.ua
comments.ua
comments.ua
comments.ua

Новини

Підписуйтесь на повідомлення, щоб бути в курсі останніх новин!