comment

Рубрики

comment

МЕНЮ

Блог

Alexander V. Kurban: ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ 2.0: оценки и прогнозы

Оценивая современные политические процессы имеющие место в евразийском пространстве и перспективы их дальнейшего развития, некоторые эксперты считают, что из развалин постсоветской российской империи может вырасти новый геополитический центр – союз тюркских народов. Этот союз, может стать одним из глобальных геополитических центров, который, к середине нынешнего столетия, вместе с США и Китаем будет формировать повестку дня в планетарном масштабе.

24

comments3132

Alexander V. Kurban

політолог

Кандидат наук із соціальних комунікацій, доцент Інституту журналістики Київського ун-ту ім. Б.Грінченка, Військового інституту Київського національного університету ім. Т. Шевченка, докторант Харківського національного ун-ту ім. В.Каразіна, член Національної спілки журналістів України. Координатор Центру протидії інформаційним агресіям «АМ&РМ».


Экономический подъем и рост международного авторитета Турции, постепенно подводит нас к мысли о том, что уже очень скоро, проект союза тюркских народов на евразийском континенте станет абсолютной реальностью и фактором с которым вынуждены будут считаться современные геополитические лидеры. Именно такую амбициозную цель ставит сегодня перед собой и Турцией, президент Реджеп Эрдоган. И, следует отметить, что активная работа в этом направлении ведётся уже почти два десятилетия.

 

Идея формирования такого союза опирается на достаточно солидную идеологическую базу. В качестве его исторической основы рассматривают монгольскую империю созданную Чингиз-Ханом, империю Тимура и Османскую империю. Идеологическим стержнем, является концепция пантюркизма - националистическая доктрина, которая основана на идее о необходимости политической консолидации тюркских народов, на основе их этнической, культурной и языковой общности. Следует отметить, что эта доктрина сформировалась в ХІХ веке в среде крымских тюрков, стремящихся к союзу с Турцией.

 

Опираясь на общее историческое прошлое, близость языка, культуры, общую исламскую религию, идеологи современной тюркской империи серьезно рассчитывают на формирования собственного геополитического объединения способного конкурировать с США, Китаем, Россией и ЕС. И следуют отметить, что основания для таких надежд у них есть достаточно веские.

 

Амбиции Турции, в плане того, что бы стать главным интегратором будущего тюркского союза, достаточно четко сформулировал  министр по связям с тюркоязычными республиками СНГ Абдульхалюк Чей: «Турецкая Республика — преемница великой Османской империи, она должна создать союзное объединение с Азербайджаном, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и Туркменистаном даже ценой резкой конфронтации с Россией».

 

По прогнозу экспертов рост численности населения тюркских стран Среднеазиатского региона к 2025 году может составить 88 млн чел, а в 2050 г. – 100 млн. При этом общая численность всех тюркских народов на просторах Евразии, к 2050 году может составить 250 млн человек. Если к этому прибавить ещё их экономический и военный потенциал, то сила получается достаточно весомая. Эта сила способна будет сбалансировать и удерживать амбиции Китая, России (если она не исчезнет к тому моменту), а так же США, Индии и ЕС, которые так же имеют свои интересы в Азиатском регионе.

 

На настоящий момент, безусловным лидером интеграционных процессов, в объединении тюркских народов, является Турция. По прогнозам экспертов американской частной разведывательно-аналитической компании Stratfor (делает аналитику для ЦРУ), к 2050 году, Турция будет оказывать прямое или опосредованное влияние на Северную Африку, Аравийский полуостров, Юго-Восток Европы, Кавказ, значительную часть Средней Азии.

 

 

Началом процессов объединения тюркоязычных народов стал развал СССР, который сделал возможным вовлечение целого ряда бывших советских республик в орбиту влияния Турции.  

 

Все началось с того, что 30 октября 1992 года, по инициативе президента Турецкой Республики, Тургута Озала, в Анкаре состоялся первый «Саммит тюркоязычных государств», в котором принимали участие президенты Абульфаз Эльчибей, Ислам Каримов, Нурсултан Назарбаев, Сапармурат Ниязов и Аскар Акаев. На саммите, участниками была предложена перспектива формирования политического и экономического единства. 12 июля 1993 года в тогдашней столице Казахстана Алма-Ате было подписано соглашение о создании Международной организации тюркской культуры.

 

В плане практических шагов по созданию трансконтинентального тюркского союза, Турция стала инициатором создания нескольких международных структур, которые в настоящий момент осуществляют координацию сотрудничества всех заинтересованных сторон.

 

В 2009 году, в Нахичевани (Азербайджан), был основан «Совет сотрудничества тюркоязычных государств» (Тюркский совет) – международная платформа для формирования диалога и сотрудничества стран тюркского мира. Основными составляющими Тюркского совета являются: Секретариат  (Стамбул), Совет президентов, Совет министров иностранных дел, Комитет старших должностных лиц, Совет старейшин (аксакалов) тюркоязычных государств, Парламентская ассамблея (ТюркПА) в Баку, Тюркская академия в Нур-Султане и Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) в Анкаре.

 

 

Интеграция тюркских народов осуществляется сегодня при поддержке мощных коммуникационных и медийных ресурсов. Информационное сопровождение указанных организаций осуществляет турецкий международный телеканал «ТРТ Евразия». Так же существуют и активно работают Всемирная ассамблея тюркских народов, Агентство по тюркскому сотрудничеству и развитию (TIKA). В мае 2019 года была учреждена Совместная тюркская торгово-промышленная палата.

 

В качестве одного из ключевых элементов интеграции тюркских народов, Турция предложила создать единый тюркский алфавит, имея в виду в качестве основы свой собственный. В этот процесс включился Казахстан, который недавно отказался от кириллицы, Узбекистан, Таджикистан и Азербайджан.

 

Ключевым союзником Турции на Кавказе и проводником идеи создания тюркского союза в этом регионе, является Азербайджан.  Бывший министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу неоднократно заявлял, что «отношения с Азербайджаном — одно из самых приоритетных направлений внешней политики страны». «Дружба Анкары и Баку в рамках принципа «одна нация — два государства» в будущем еще более укрепится», — уверял он. Это обусловило тот факт, что в недавней азербайджано-армянской войне в Карабахе, Турция внесла решающий вклад в победу Азербайджана. Выиграв войну с Арменией, через Азербайджан, Турция фактически вытеснила Россию из Северного Кавказа. Учитывая нынешние отношения с Арменией, Кремль вряд ли может расчитывать на поддержку Еревана. В отношении Грузии, такие вопросы уже давно перестали быть актуальными.  

 

В Среднеазиатском регионе, ключевым союзником Турции и опорным столбом будущего тюркского союза, является Казахстан. Бессменный лидер этой страны, Нурсултан Назарбаев, прекрасно понимает, что вмешательство Турции в геополитические процессы в регионе, существенно повысит шансы Казахстана на выживание перед лицом российской и китайской угроз. Казахстан имеет сильные культурные связи с тюркским населением Китая и тюркскими народами Российской Федерации. И это гарантирует казахам особое место в интеграционных процессах тюркских государств.

 

 

Реализация проекта тюркского союза, сегодня это серьезная угроза для геополитических интересов России, Китая. Такой союз будет потенциальной головной болью и для США. Однако он может стать решением некоторых глобальных проблем, к примеру, таких как исламский терроризм, борьба с азиатским наркотрафиком. Тюркский союз сможет стать стабилизатором процессов на евразийском пространстве в случае раскола или даже развала Российской Федерации, взяв на себя заботу по контролю ситуации в ключевых регионах компактного проживания тюркского населения (Сибирь, Поволжье, Северный Кавказ).

 

В настоящий момент, Украину можно отнести к числу, если не союзников, то во всяком случае симпатиков всего того, что происходит в рамках интеграционных процессов тюркских стран. Поддержка со стороны Турции и Азербайджана украинских инициатив по деокупации Крыма и Донбасса, серьезный аргумент в плане того, что б поддерживать их интеграционные процессы.

 

В настоящий момент, в активе тюркского союза такие страны как Турция, Азербайджан, Киргизия, Узбекистан, Казахстан, на подходе Туркмения и Венгрия.  И это уже достаточно серьёзная сила, для того, что б сильные мира сего начинали задумываться о конфигурации политической карты мира, которая может сложиться к середине нынешнего века.

 

 

 

 

 

comments

Інші матеріали автора

comments.ua
comments.ua
comments.ua
comments.ua

Новини

Підписуйтесь на повідомлення, щоб бути в курсі останніх новин!