Рубрики
МЕНЮ
2
Менеджмент, бізнес та інвестиції. к.е.н., адвокат, власник медіа-групи Коментарі
Жити легко
Итог любой войны – это падение экономики. Но, как говорится, после падения всегда идет рост. И основной сейчас вопрос: за счет чего экономика Украины сможет расти, из каких источников будет финансироваться ее восстановление.
Один из вариантов – репарации. Да, можно подавать иски в международные суды и выигрывать процессы против России, но сколько это может занять времени? Как пример, Германия осуществила последний платеж по репарациям в 2010м году, т.е. выплачивала обязательства более 60 лет. Готовы ли украинцы ждать светлого будущего 60 лет?
Более реалистичным для возрождения экономики представляется создание некоего «Плана Маршалла» для нашей страны, о котором наперебой говорят политики.
Но проблема в том, что никто толком не знает, каким этот план может быть, а, главное, каким он должен быть.
Кроме того, есть ряд вопросов, на которые пока нет ответов, но которые напрямую влияют на объем, сроки и условия получения финансовой помощи:
Если брать за основу План Маршалла для поствоенной Европы, то его эффективности способствовал ряд требований/ограничений для стран-реципиентов. Например, жесткая регуляторная политика государства. Хотя, общей чертой всех стран, которые добились экономического прорыва в кратчайшие сроки (Япония, Сингапур, Южная Корея) как раз и являлось жесткое гос.регулирование.
Также одним из прямых требований доноров была девальвация национальной валюты. Мы должны быть готовы стать беднее. Кроме того, средства предоставлялись не за просто так: и под проценты, и под клиринговые операции с сырьем, и под преференции для американских компаний, а, значит, интересы отечественных компаний будут, скорее всего, ущемлены.
И, самое главное, средства, полученные в рамках Плана Маршалла, не могли идти на текущие расходы, только на капитальные. Результатом чего стали массовая безработица, нехватка продовольствия и обнищание населения в первые 2 года реализации программы.
Отдельно стоит затронуть тему освоения финансовой помощи. Кто в Украине будет распределять полученные от партнеров деньги?
Самый простой способ распределения помощи – это через госбюджет. И, видимо, чиновники именно на это и рассчитывают. Ведь не зря же Денис Шмыгаль анонсировал создание 4х фондов восстановления экономики.
Однако, этот путь – самый непродуктивный, ведь по международному индексу эффективности правительств Украина занимает лишь 115е место из 190 стран.
Можно использовать опыт Южной Кореи: государство определяет приоритетные направления и проекты, государственные банки получают под эти проекты финансирование от международных партнеров и кредитуют промышленно-финансовые группы (чеболи в Юж.Корее). При этом, если такой чеболь не достигал поставленных целей, то государство его не «спасало» от банкротства, никакого рефинанса и тд. Поэтому и остались самые продуктивные и конкурентоспособные. Но с учетом объявленной борьбы с олигархами, реализация такого механизма в Украине кажется маловероятным.
Третий вариант освоения помощи от иностранных партнеров – это создание этими партнерами на территории Украины отдельного органа, в котором бы решение о финансировании развития той или иной отрасли принимали непосредственно международные партнеры. Но тогда существует риск, что отечественные предприятия будут лишены возможности участвовать в возрождении экономики, а все заказы будут исполняться иностранными компаниями.
Есть и четвертый путь, о котором пока еще никто не говорит. КОРПОРАТИЗАЦИЯ экономики. Что имеется ввиду? Для реализации отдельной программы государство создает не спецфонды, а отдельное акционерное предприятие. Акции такой компании свободно продаются на рынке. Международные партнеры выкупают акции таких предприятий, тем самым финансируя их деятельность. Таким образом, мы нивелируем риски неэффективного государственного менеджмента, минимизируем риски коррупции и стимулируем развитие национального рынка ценных бумаг, а значит создаем альтернативный инструмент инвестирования для физ. и юр. лиц.
Но ни один из этих вариантов – неактуален в данный момент. Ведь Даниил Гетманцев заявил, что для реализации «Плана Маршала» нужен мир. А вот когда он наступит, и что делать, если война затянется?
Поэтому мы все: власть, бизнес, люди должны задуматься, что делать уже сейчас, в эту самую минуту. Как мы можем замедлить спасти экономику?
Несмотря на импотенцию Министерства экономики, другие правительственные структуры в лице НБУ, Минфина и Минцифры, по моему личному мнению, нашли действенные механизмы для смягчения падения. Уверен, что многие бизнесы воспользуются предоставленными возможностями, которые позволяют не только возобновить работу, но и заработать.
Чего не хватает и что бы могло сделать государство, если бы Минэкономики работало эффективно?! ГОСЗАКАЗ. Не стоит ждать окончания войны. Уже сейчас надо запускать капитальное строительство. Миллионы людей остались без работы, а эти люди свермотивированы и заточены на результат.
Предприятия, которые были разрушены на востоке страны, могут возродится на западе. Есть сферы, развитие которых актуально как в мирное, так и в военное время: оборонный комплекс, энергетика, машиностроение и химическая промышленность.
Давайте возрождать экономику уже сейчас!
Новини партнерів
Інші матеріали автора
Новини