Блог

Кулагін Олексій: ДАБИ ликвидируют – реформа продолжается

Реформирование сферы градостроительства продолжается. ДАБИ никак не ликвидируют, а концепций и прогнозов – масса.

0

comments4597

Кулагін Олексій

Експерт з будівництва

Керуючий власник девелоперської компанії "ОМОКС", яка наразі реалізовує масштабний будівельний проект - житловий комплекс /Чайка\.


Один з лідерів бізнес-руху проти рейдерства в Україні. Разом з іншими бізнесменами та громадськими діячами  провів ряд круглих столів та форумів, які привернули до проблеми рейдерства увагу Президента та правоохоронних структур.

Профанация под названием «реформирование сферы градостроительства», длящаяся больше года, продолжается. Несмотря на то, что метания в архитектурно-строительном контроле парализовали строительную отрасль, чиновники готовят очередной этап. 

На этот раз комплексное реформирование системы государственного регулирования в сфере строительства заключается в…ликвидации ДАБИ.  Законопроект о ликвидации архитектурно-строительной инспекции зарегистрируют в Верховной Раде в мае, о чем заявил Министр профильного ведомства, представляя концепцию документа. На что следует обратить внимание? 

Если еще в прошлом году необходимость реформирования ДАБИ с последующей ее ликвидацией аргументировалась коррумпированностью данного госоргана, то уже в этом году ДАБИ будет ликвидирована из-за того, что….для этого есть все основания. Какие же это основания? Прежде всего, по мнению государственных ТОПов – создан новый орган – ДИАМ (Государственная инспекция архитектуры и градостроительства). Помимо этого, как оказалось, завершаются процедуры по конкурсному отбору руководителя нового органа, после чего данная организация наберёт 30% работников и…заработает.

При этом, в заявленной новой концепции реформирования ушли в сторону от коррупции. Хотя еще пару месяцев назад чиновники именно коррупцию объявили первопричиной реформирования градостроительной сферы, с которой решили бороться путем ликвидации государственного органа – ДАБИ. Но! Как может быть коррупционным орган? Коррумпированными могут быть только люди, которые ориентированы на взятки, потому что чувствуют свою полную безнаказанность. 

Коррупция в Украине – не единичный случай, а целая система коллективного использования властных полномочий при поддержке силовых и других органов, которые обеспечивают преступному кругу лиц не трудовое обогащение. Достигается это обогащение исключительно блокированием законной хозяйственной деятельности предприятия. Такие действия классифицируются по ст. 206 Криминального Кодекса Украины. Но за тридцать лет существования этой статьи не было вынесено ни одного приговора. Итак, еще раз подчеркну – основным действующим лицом коррупционной деятельности может быть человек, а не государственный орган. НО! Чиновники боролись с коррупцией путем реформирования базовой отрасли, ликвидации одной структуры и созданием ТРЕХ! 

Теперь же данная реформа направлена на то, чтобы либерализировать строительное направление и тем самым стимулировать развитие строительной отрасли.

То есть наши современники – наши чиновники/градостроители решили стать в один ряд с Джоном Локком, Иммануилом Кантом и ввести в строительство либерализм! Напомню, что Либерализм – это философское и общественно-политическое течение, провозглашающее непоколебимость прав и личных свобод человека. Либерализм знаменует стремление к свободе человеческого духа от стеснений, налагаемых религией, традицией, государством к общественным реформам, имеющим целью свободу личности и общества. В экономическом отношении принципами либерализма являются неприкосновенность частной собственности, свобода торговли и предпринимательства. В юридическом отношении принципами либерализма являются верховенство закона над волей правителей и равенство всех граждан перед законом вне зависимости от их богатства, положения и влияния. Какую же из основополагающих идей либерализма хотят внедрить в строительство? 

По мнению идейных отцов концепции реформирования градостроительства, либерализация предполагает следующее: разрешение на строительство государство уже не будет выдавать в большинстве случаев, потому что застройщик фактически декларирует декларативным методом свои планы и факт начала строительства, имея соответствующие документы. Интерфейсом для него выступает уже не человек, не какая-то организация или клерк, интерфейсом выступает Единая государственная электронная система в сфере градостроительства.

Также такая либерализация, по мнению авторов, подразумевает параллельный надзор, который будут помогать вести органы местного самоуправления. Именно этим предполагается существенно усилить ответственность всех субъектов строительства.

Такие вот озвученные вводные очередного этапа реформирования. 

Как видим, многострадальную ДАБИ никак не ликвидируют, а концепций и прогнозов – масса. Как и негативных последствий, которые, практически, парализовали строительную отрасль в ожидании свершившейся реформы. 

Напомню краткое содержание предыдущих несколько месяцев: 

В марте прошлого года Кабинет Министров принял решение о ликвидации ДАБИ.

Постановлением №218 была ликвидирована ДАБИ и создан центральный орган исполнительной власти –  ДССМ (Государственная сервисная служба градостроительства) (Госсервисстрой).

Постановлением №219 были созданы еще два центральных органа исполнительной власти: ДИМУ (Государственная инспекция градостроительства Украины) и ДАТР (Государственное агентство по техническому регулированию в градостроительстве.

В июле 2020 года в Украине стартовал экспериментальный проект по внедрению первой очереди Единой государственной электронной системы в сфере строительства.

В конце 2020 года Кабмин признал провал этой реформы, а ДАБИ продолжала функционировать.

А теперь для наглядности напомню результаты прошедшего периода реформирования: 

Объемы принятия в эксплуатацию зданий в 2020 году в Украине упали вдвое. По официальной статистике, принято лишь 5,7 млн м2 жилья и 2,4 млн м2 – нежилых зданий (против 11 и 4 млн м2 соответственно в 2019-м). 

Показатели по жилью ухудшились абсолютно во всех регионах страны. Наихудшая ситуация сложилась в Киеве и Днепропетровской области. Здесь процессы принятия в эксплуатацию зданий практически остановились. Застройщики столицы и Днепропетровской области смогли сдать только по 26-27% жилья от уровня предыдущего года.

Итак, зеркало экономики – строительная отрасль на пороге очередных перемен! Теперь от практики ушли в философию…Такое ощущение, что многие не помнят, что реформируют и для чего, ставя перед собой задачу – похвастаться вновь выученными красивыми терминами. 

Хотя, на самом деле основная задача – привести законодательство в правовое русло для эффективного функционирования строительной отрасли! Профильные законы, постановления, подзаконные акты – это, прежде всего, инструмент действий в профильных сегментах, с целью повышения общих социальных стандартов для основного бенефициара державы – народа Украины, а также исключение бездействия профильных чиновников, функционеров и работников при выполнении ими полученных задач. Особенно при реформировании, реорганизации с целью повышения качества результатов реализации полномочий соответствующими органами государственной власти. Реформирование системы государственного управления в сфере осуществления архитектурно-строительного контроля и надзора имеет важнейшее общественное значение и, как следствие, должна быть осуществлена с учетом практической необходимости, а не для «красного словца». 

 



comments

Новини партнерів

comments

Інші матеріали автора


Новини

Підписуйтесь на повідомлення, щоб бути в курсі останніх новин!