Рубрики
МЕНЮ
1
Бюджетный процесс в Украине традиционно проходит достаточно бурно. Причем, это касается как главного финансового документа, так и местных бюджетов. Однако, в этом году все прошло без скандалов – тихо и мирно. Но все ли так хорошо в финансовом плане, как нас пытаются убедить?
2020 год был, мягко говоря, непростой. И выполнение местных бюджетов на этот год было делом практически нереальным. Это подтверждает статистика: в среднем уровень выполнения плана по доходом колеблется в районе 80-90%. В результате – неплатежи по обязательствам. Без перебоев продолжалось финансирование только защищенных статей бюджета – зарплат, медицины и социальной сфера. Все остальное «висело» в воздухе, и долги начали погашаться только в последнюю декаду декабря. Но вполне возможно, что часть бюджетных выплат на местах все-таки будет перенесено на следующий бюджетный год.
Хотя, как раз эти деньги в принятых на 2021 год бюджетах не учитываются. И, если быть честным, многие другие местные потребности в бюджетную калькуляцию также не включаются. А то, что все-таки в нее вошло не факт, что будет профинансировано.
Например, в бюджете Сум на следующий год уже заложен дефицит в размере 185 миллионов гривен. В бюджете Херсона плановый дефицит 155 миллионов, Запорожье – «всего» 26 миллионов. Это только несколько примеров. Конечно, есть более благополучные Львов, Житомир, Черновцы и другие города, где расходы совпадают с доходами. Но возникает такое чувство, что это не более чем занимательная арифметика, где решение задачи подгоняется под заранее известный ответ.
Яркий пример – бюджет Киева. В финальной версии его доходная часть составила 60,5 миллиардов, а расходная – около 57,8 млрд. грн. При этом за две недели до принятия – в проекте бюджета план по доходам составлял 59 миллиардов. Разница – 1,5 млрд. Неплохой рост. Интересно, где кому удалось найти такую внушительную сумму на фоне тотального бюджетного дефицита. Для сравнения, эта сумма равняется половине бюджета Полтавы или всему бюджету Краматорска.
Возвращаясь к вопросу бюджетного планирования. Возможность городов выполнить принятые бюджеты вызывает сомнение. Причем речь идет и о доходной, и о расходной части. Ведь в среднем, от 30 до 40 процентов бюджета идет на образование. Столько же на социальную защиту и около 20% - на медицину. В сумме – это от 2/3 до 3/4 всего бюджета. В основном, эти статьи финансируются за счет субвенции. И стоит засбоить государственному финансированию, местные бюджеты рассыплются, как карточный домик.
При этом дополнительным фактором, о котором многие сейчас забывают, но который необходимо учитывать, является расширение и укрупнение ОТГ. Например, бюджет Львова в 2020 году очень сильно отличается от бюджета Львовской ОТГ 2021 года, которая объединила Львов и еще 17 населенных пунктов. Причем каждый из них имеет свои далеко не маленькие проблемы, решение которых требует денег. Такая же ситуация и в других регионах.
А ситуацию по доходам очень честно описал глава бюджетной комиссии Краматорского горсовета Геннадий Суков: «Мы не имеем возможности на данный момент полностью понимать, как будет этот бюджет выполняться - кризис продолжается».
Новини партнерів
Інші матеріали автора
Новини