Глава "ПЗУ Украина" Яцек Матусяк: "В Украине начала формироваться конкурентная среда, в которой на первый план выходят правила рыночной экономики"

Портал "Комментарии" продолжает спецпроект "Comm:Corp" – цикл интервью с представителями глобальных зарубежных компаний в Украине и с иностранными дипломатами, по итогам которых редакция разработает план инвестиционного развития страны. Герой нашего следующего интервью – Председатель Правления страховой компании "ПЗУ Украина" Яцек Адриан Матусяк. Глава украинского подразделения известной польской финансовой группы рассказал нам об особенностях и перспективах ведения бизнеса в Украине, сравнил европейский и украинский рынки страховых услуг и высказал интересное мнение о будущем страхования

СПЕЦПРОЕКТ "Comm:Corp"

"Более 17 млн украинцев – это экономически активное население"

– Господин Матусяк, охарактеризуйте PZU тремя словами.

– У нас есть даже больше! Четыре слова – "Innovations, growth, profitability, dividends" (Инновации, рост, прибыльность, дивиденды, – ред.).

– Какой бизнес-стратегии вы придерживаетесь, работая в Украине, на что делаете ставки? Какие страховые продукты вы предлагаете украинцам?

– Группа ПЗУ – одна из крупнейших финансовых групп в Центральной и Восточной Европе. Материнская компания находится в Польше, а история группы пишется вот уже более 200 лет. В Украине ПЗУ работает уже более 25 лет. Сердце нашей бизнес-стратегии – это клиент и его будущее финансовое благополучие. Главная задача страховки, как финансового инструмента – защитить от финансовых рисков и обеспечить будущее благосостояние. Потому первоочередная задача, которую мы решаем для клиента – обеспечиваем финансовую подушку безопасности на случай наступления неблагоприятного события. Для этого мы предлагаем более 120 страховых продуктов в направлении рискового страхования и страхования жизни.

– Отличаются ли страховые продукты для украинцев от тех, что вы предлагаете европейцам?

– В целом, среди страховых продуктов есть ключевые, которые одинаковы, как для украинца, так и для европейца. Но есть и эксклюзивные предложения, актуальные только для определенного рынка.

– По-вашему, Украину можно назвать комфортной страной для ведения бизнеса?

– Украина – очень интересный рынок с точки зрения потенциала роста, ведь по данным Государственной службы статистики более 17 млн украинцев – это экономически активное население. С другой стороны, есть особенности восприятия финансовых учреждений и в целом недоверие к данному сектору. Вызовы украинского рынка страхования – это, в первую очередь, возможности роста. Мы видим украинский рынок частью европейского и те трансформации, которые сейчас происходят в небанковском секторе, подтверждают, что вектор развития Украины направлен в сторону интеграции в европейское сообщество.

– Как представителям иностранной компании доводилось ли вам сталкиваться с какими-то трудностями во время открытия и работы офиса в Украине? Чем в этом плане Украина отличается от других стран?

– В 2005 году ПЗУ приобрела 100% акций "Скайд-Вест". Далее была масштабная кампания в медиа, креативный рекламный ролик со слоганом: "Когда другие обещают, ПЗУ выплачивает". В 2013 году Группа ПЗУ обновила логотип на всех рынках. Если говорить в целом, выход на рынок страхования Украины не отличался от других.

– Что нужно сделать украинской власти, чтобы такие компании, как ваша, чувствовали себя комфортно в нашей стране?

– Сейчас украинский рынок страхования переживает долгожданные трансформации. Не так давно был принят ряд законопроектов и норм, которые призваны усилить надзор над небанковским финансовым сектором, были выдвинуты требования к достоверной отчетности страховщиков, и они одинаковы для всех участников. Данные нововведения, в целом, призваны сделать рынок более честным по отношению к потребителям финансовых услуг. На рынке страхования в последние годы действительно наблюдалась аномальное количество компаний-участниц (251 рисковая страховая компания – 2018 год, 211 рисковая страховая компания – по итогам 9 месяцев 2019 года), при этом более 95% валовых страховых премий аккумулируют до 100 компаний на рынке рискового страхования. Сегодня, когда начали вводиться требования к финансовым показателям, активам компаний, резервам, картина стала меняться и часть страховщиков, которые не отвечают требованиям, постепенно покидают рынок.

"Рынок страхования Украины перспективен"

– Поговорим о сфере страхования в Украине. Как бы вы ее охарактеризовали?

– Суммируя все вышеупомянутое, скажу, что рынок страхования Украины перспективен. На данный момент, когда государство стало проводить необходимые изменения, небанковский финансовый сектор, куда входят страховые компании, стал привлекательным для иностранных инвестиций. Мы видим, что начала формироваться конкурентная среда, в которой на первый план выходят правила рыночной экономики. По примеру европейской экономики, мы знаем, что данные условия наилучшие для клиента и для участников рынка.

– Как оцениваете украинские страховые компании? Их сильные и слабые стороны? Могут ли они достойно конкурировать с зарубежными компаниями?

– На данный момент на украинском рынке страхования среди компаний-лидеров всего несколько локальных. Это нормальная ситуация, поскольку для здорового функционирования страховой компании необходимы финансовые активы, чтобы гарантировать своим клиентам возможность обеспечивать выплаты. На данный момент одно из актуальных направлений развития рынка – это прозрачная отчетность, которая будет соответствовать международным и европейским стандартам. Мы спокойно сотрудничаем со всеми компаниями на украинском рынке, как с зарубежными, так и с украинскими акционерами. Для нас главное – равные возможности и одинаковые правила работы, которые касаются всех аспектов деятельности.

– На что делаете ставки, конкурируя с другими страховыми компаниями?

– Стратегия компании "ПЗУ Украина" развивается в унисон со стратегией материнской компании. Клиент – это сердце компании. Дело в том, что для клиента сервис страховщика по-настоящему оценивается в критических ситуациях. Главная задача страховой компании в том, чтобы поддержать клиента в момент наступления рисковой ситуации. А качественный сервис страховщика – это гарантия, что при условии соблюдения правил договора со стороны клиента, будет оказана необходимая помощь по своевременной поддержке как финансовой, так и информационной. "ПЗУ Украина" более 25 лет на рынке страхования Украины и, конечно, мы ценим каждого нашего клиента. Потому пользуемся услугами проверенных временем партнеров – ассистирующих компаний. Внимательно слушаем комментарии и пожелания клиентов и работаем над улучшением качества предоставляемых страховых услуг.

енеральным директором Данон в Украине Натали Алькер которая рассказала, как компания с мировым именем борется с подводными течениями украинского бизнеса и в чем секрет успеха ее команды.

Также мы пообщались с директором по развитию бизнеса Huawei Украина Александром Сербиным, который поведал, как крупные компании-поставщики решений чувствуют себя на украинском рынке, есть ли перспектива у программы "Государство в смартфоне", а также объяснил почему украинцам пока не нужна мобильная связь пятого поколения.

Коммерческий директор Air France-KLM Group in CIS and Ukraine Франк ван 'т Хоф рассказал нам об украинском рынке авиаперевозок и объяснил, почему мы все можем в ближайшее время пересесть на поезда.

А Дэвид О'Брайан, коммерческий директор Ryanair, поведал, почему ирландская авиакомпания не использует украинские самолеты "Антонов" и как Ryanair отзывается о МАУ.