Рубрики
МЕНЮ
1
Політолог, кандидат політичних наук, керівник політико-правових програм Українського Центру суспільного розвитку
Політолог, кандидат політичних наук
Процессы, касающиеся взаимоотношений власти и крупного бизнеса, в Офисе президента принято в последнее время пафосно называть деолигархизацией. Хотя речь, на самом деле, идет о принципиально иных вещах. Я бы даже сказал диаметрально противоположных.
Дело в том, что деолигархизация предусматривает максимальное отстранение крупного бизнеса непосредственно от власти (но не от политики как таковой, что невозможно в силу целого ряда объективных причин) и лишение его возможности распоряжаться средствами государственного бюджета в личных целях (прямо или косвенно – не суть важно). Однако ничего подобного у нас и близко не происходит. И не произойдет. Потому что для начала такой деолигархизации, по сути, необходимо сделать два простых шага.
Во-первых, завершить реальную судебную реформу – в интересах всех граждан, а не власти либо тех, у кого есть деньги. Что, в свою очередь, существенно повысит эффективность антикоррупционной политике, а также поспособствует минимизации различных неформальных практик, связанных с конфликтом интересов (кумовство, клановость и т.п.).
Во-вторых, необходимо разработать и принять нормальный закон про лоббистскую деятельность. В соответствии с которым народные депутаты из субъектов этой самой деятельности превратятся в объекты, что является общепринятой практикой во всем цивилизованном мире, а лоббизм станет одной из множества профессий.
Ну а дальше по мелочи – прозрачное финансирование политических партий, государственная поддержка общественных организаций, повышение уровня политической и гражданской культуры и т.п. Главное – два первых шага, которые должны засвидетельствовать искренность и серьезность намерений президента и его команды.
Однако в действительности судебная реформа, по сути, свернута, президент делает все для усиления своего влияния на суды (начиная с Конституционного), а все законопроекты, посвященные регулированию лоббистской деятельности «умирают» еще на этапе предварительного рассмотрения в парламенте.
В результате вся деолигархизация сведется к борьбе с политическими оппонентами и в перспективе – обычному «переделу». То есть, берем одного олигарха, показательно его наказываем, забираем (национализируем либо реприватизируем) его активы, максимально разгоняем тему в СМИ (восстановление справедливости), а потом раздаем реквизированные активы лояльным группам. Или как вариант – друзьям. Вот такой простой план. Полностью апробированный, кстати, в России. А громкие заявления и красивые слова о борьбе с олигархами – не более, чем информационный шум. И стремление максимально отвлечь украинцев от проблем, с которыми они сталкиваются каждый день.
Новини партнерів
Інші матеріали автора
Новини