Блог

Yuriy Gavrylechko: Игорный рынок и налоги: итоги и перспективы

Государственное регулирование имеет смысл тогда, когда на него тратится на порядок меньше денег, чем оно приносит в Госбюджет. Гемблинг - один из таких примеров эффективного администрирования.

0

comments5981

Yuriy Gavrylechko

Социальная политика, бюджетная политика, энергетика, ЖКХ, экономика, госуправление

Кандидат наук госуправления

Не смотря на то, что после почти двенадцатилетнего перерыва легализация ранка азартных игр в Украине началась в прошлом, 2020 году, подводить первые экономические итоги имеет смысл за 2021 год. Так будет корректнее и логичнее.

 

Почему? Да потому что не смотря на то, что летом парламент принял, а президент подписал Закон Украины «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» № 768-IX, только в конце 20ого и в начале текущего году был сформирован и заработал национальный регулятор игорного рынка – Комиссии по регулированию азартных игр и лотерей (КРАИЛ). До тех пор, пока не заработал нацрегулятор, никто не был уполномочен на выдачу лицензий организаторам, а потому говорить об экономической составляющей легализации рынка азартных игр просто не имело смысла.

 

Как показала практика, административная деятельность КРАИЛ не просто окупилась в 2021 году, а принесла существенные доходы в государственный бюджет. Доходы, которые уже, не смотря на то, что год еще не закончился, превышают на порядок те суммы, которые были заложены в Законе Украины о Госбюджете 2021. Так, на функционирование нацрегулятора в текущем году было выделено 137,5 млн грн. При этом, в результате работы КРАИЛ только от лицензионных платежей по состоянию на середину ноября государственный бюджет уже получил 1,5 млрд гривен, а за оставшееся до Нового Года время эта сумма может увеличится еще на несколько десятков миллионов гривен. И это еще не все доходы, которые получили как бюджеты разных уровней так и смежные с рынком азартных игр отрасли бизнеса. В частности, совокупный экономический эффект для экономики Украины от легализации сферы азартных игр оценивается на уровне 30 млрд гривен – как в виде дополнительной прибыли для ресторанно-гостинничного хозяйства, рынка сувенирной продукции, IT-рынка и т.д. так и в виде налогов и сборов в региональные и центральный бюджеты, а также дополнительных средств в Пенсионный фонд Украины.

 

В принятом в начале декабря парламентом Госбюджете 2022 на финансирование КРАИЛ заложено несколько меньше средств, чем в текущем – всего 107,18 млн грн. Тем не менее, ожидается, что объем доходов государственного бюджета сгенерированный в результате деятельности нацрегулятора будет таким же объемным, как и в 2021м году. Так как к поступлениям от лицензионных платежей добавятся и значительные средства уже от хозяйственной деятельности лицензиатов рынка гемблинга, для которых нынешний год стал временем подготовки к работе и апробации маркетинговых стратегий. 

 

Росту бюджетных доходов, прежде всего, будет способствовать принятие законопроекта №2713-д, который призван урегулировать противоречивые моменты в действующем фискальном законодательства и установить четкую и логичную систему налогообложения, а значит и сделает «правила игры» более понятными для существующих и потенциальных участников рынка, включая иностранных инвесторов. В частности, положения законопроекта должны внести следующие коррективы в действующие нормы:

- уточнить понятийно-терминологический аппарат (в частности, определения таких понятий как «безнадежная задолженность по выигрышам», «доход от деятельности по организации и проведению азартных игр», «плательщик налога на доход» и т.д.);

- освободить от уплаты налога на доходы физических лиц выигрыш размером не превышающим 10 минимальных зарплат (уставленных в законе от госбюджете на 1 января календарного года);

- ввести единую ставку на валовой игровой доход (GGR) в размере 10%; 

- отменить уплату лицензионного сбора в тройном размере для онлайн-казино, офисов букмекеров, залов игровых автоматов;

- установить, что налоговым агентом плательщика налога при начислении в его пользу дохода в размере выигрыша (приза) в лотерею или азартную игру является оператор лотерей и/или организатор азартных игр.

 

Эти изменения позволят упростить взаимоотношения бизнеса и государства и откроют дорогу в Украину для существенных иностранных инвестиций в игорный рынок. А новые инвестиции – это дополнительные бюджетные доходы!

 



comments

Новини партнерів

comments

Інші матеріали автора


Новини

Підписуйтесь на повідомлення, щоб бути в курсі останніх новин!