Блог

Yuriy Gavrylechko: Инклюзивное законотворческое зло или Особенности репутационных войн

Отечественный законодательный процесс отличается запутанностью и сложностью. А потому, объективная его оценка также достаточно непроста и делать ее, основываясь исключительно на первом впечатлении, контрпродуктивно.

0

comments11042

Yuriy Gavrylechko

Социальная политика, бюджетная политика, энергетика, ЖКХ, экономика, госуправление

Кандидат наук госуправления

Отечественные СМИ, вслед за своими западными коллегами оперативно усвоили, что негатив продается лучше, чем позитив и… вентилятор начал работать на повышенных оборотах. При этом, данный принцип стали применять везде: от «бытовухи» до «анализа законотворчества». В итоге, многие технические моменты начали подаваться как «ужас, ужас, ужас», а вполне себе адекватные законопроекты и законы просто исчезают из поля зрения. 

 

Тут можно вспомнить нашумевший, в свое время, законопроект №1210, который стал Законом Украины №466 и заработал с 1 января 2021 года. Судя по материалам СМИ, казалось бы, все, с этого момента нас должен был ожидать крах множества отраслевых рынков. В частности, электронных сигарет. И все потому, что глава налогового Комитета Гетманцев пролоббировал повышение ставок акцизного налога на ТВЕН (IQOS, GLO и т.д.) на 320%. Но… спустя пол года бюджет страны получил дополнительно 6,2 млдр. грн. поступлений, а электронные сигареты никуда не исчезли и только наращивают объемы продаж.

 

А вот вступление в силу Закона Украины «О платежных услугах» № 1591-ІХ, принятого парламентом 30 июня 2021 года, прошло практически незамеченным. При этом, именно данный закон создает условия для внедрения в Украине концепции открытого банкинга (Open banking), которая должна объединить различных поставщиков платежных услуг и технологические платформы в единую платежную экосистему и открыть Pay Pal дорогу в Украину, чего уже несколько лет ждут многие пользователи торговых интерент-сервисов.

 

Но об этом в СМИ – полная тишина. Хотя в экспертной среде, в также среди профильных специалистов рынка финансовых услуг закон воспринят весьма положительно. И… любопытно, но факт, практически никто публично не вспомнил, что профильным Комитетом Рады, который отвечал за данный законопроект, является Комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, возглавляемый Д.Гетьманцевым и именно благодаря его работе над законопроектом он и стал законом. 

 

Впрочем, по логике СМИ, тут нет ничего удивительного: раз к документу приложило свою десницу «вселенское зло», которое априори не способно на позитив, то этого самого позитива мы и не замечаем. Да и вообще, ну кому тот позитив интересен!

Является ли данный момент уникальным? Скорее нет, чем да. Ну кто, кроме прямых бенефициаров заметил, что за последние два года, именно благодаря работе Комитета:

 

- увеличены лимиты дохода, которые позволяет плательщикам пребывать на едином налоге (для 1 группы до 1 млн. грн., 2 группы до 5 млн. грн., 3 группы до 7 млн. грн.);

- введены антиофшорные правила BEPS;

- введена ускоренная амортизация и увеличена стоимость основных средств;

- увеличен с 20 до 40 млн. грн. порог применения налоговых разниц (при исчислении  налога на прибыль);

- проведена реформа налоговой ответственности, теперь только при наличии вины, которую должен доказать налоговик, плательщика можно привлечь к ответственности…

и т.д.   

 

Хотя именно сейчас, когда особого единства в принимаемых экономических законопроектах среди монобольшинства нет, неплохо бы оппозиционерам перейти от критики к действиям. Например, внесению поправок в законопроекты и активизации подготовки собственных, альтернативных проектов, а также работе с заинтересованными сторонами. О чем это я? Да о том, что к уже многократно упоминаемому законопроекту №5600 подано более 11 000 поправок! Не, ну могут же, когда захотят! 

 

Баланс интересов – штука сложная. Ради его достижения, надо бы, для начала, признать тот факт, что интересы могут быть различные, а их согласование ради взаимной выгоды – достаточно долгим процессом. И мифология, основанная на активном продвижении негативных моментов и игнорировании позитивов, только мешает возможному консенсусу. Да, бизнес всегда будет заинтересован в том, чтобы платить меньше налогов, а государство – в строго противоположном. Но это совершенно не повод для абсолютизации крайностей. 

 


comments

Новини партнерів

comments

Інші матеріали автора


Новини

Підписуйтесь на повідомлення, щоб бути в курсі останніх новин!