Блог

Даниил Богатырёв: Власть между двух страхов: пандемии и краха экономики. Итог причудлив.

О логике реакции власти на общественные страхи.

0

comments4347

Даниил Богатырёв

Политолог. Эксперт Украинского института политики.

Политолог, эксперт Украинского института политики

Сферы профессиональных интересов:

 

  • Внутриполитические процессы в Украине.

  • Внешняя политика Украины.

  • Внешняя и внутренняя политика постсоветских государств.

  • Международные отношения и геополитические процессы.

  • Политическое регионоведение: Центральная Азия.

  • Политические процессы на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

  • Межэтнические и межконфессиональные отношения.

  • Политические идеологии.

  • Теории международных отношений.


Введение карантина выходного дня вновь актуализировало тему достаточности либо недостаточности противоэпидемических мер и их вреда для экономики. СМИ и публичное пространство наполнились возмущениями решением властей о закрытии ресторанов и других мест досуга на выходные, при том, что в будние дни они будут работать как обычно.

 

Можно долго спорить о том, насколько оправдана или не оправдана подобная мера. Но с точки зрения социологии и политологии, она стала причудливым компромиссом между двумя страхами, одолевающими наше общество: страхом заразиться коронавирусом, и страхом разориться и обнищать из-за карантина.

 

Всё, что делают власти в области борьбы с пандемией, начиная с весны, обусловлено изменением баланса этих двух страхов в обществе.

Помните, как велик был страх перед болезнью в период, когда количество заразившихся ею шло на единицы и десятки? Как общество требовало жёсткого локдауна по китайскому образцу? В тот момент, боязнь неизвестной заразы в общественном сознании многократно перевешивала страх перед экономическими последствиями карантина. 

 

У власти, при этом, был свой страх. Заключался он в том, что если бы высшее руководство страны не приняло решение о жёстком карантине, каждую жертву болезни оппозиция «повесила» бы на тех, кто сейчас руководит страной. О «нерешительности власти» трубили бы все СМИ. Они смаковали бы истории болезни трагически погибших пациентов и озвучивали вопрос: - «Почему власть ничего не сделала, чтобы они остались жить?!» Именно поэтому тогда был введён жёсткий карантин.

 

Однако, уже через месяц «локдауна» у многих граждан начали заканчиваться сбережения. Малые и средние предприятия терпели убытки и закрывались одно за другим. Тогда страх нищеты в обществе начал понемногу перевешивать страх болезни. Из уст журналистов всё чаще стали звучать вопросы о том, как долго продлится карантин, «убивающий экономику и загоняющий людей в нищету». Экономические проблемы населения и государства в целом усугублялись.

 

Ответом властей на это стал «адаптивный карантин», который, по факту, был разрешением на возврат к активной экономической деятельности. И люди с радостью восприняли это разрешение, в страхе за своё выживание и благополучие забыв об угрозе вируса и мерах предосторожности. Власть этому потакала, ведь таким был мейнстрим.

К середине осени, количество выявленных случаев заражения вновь пошло вверх.Как в Украине, так и за границей. Европейские страны, одна за другой, начали ужесточать карантин. Где-то – до жёсткого локдауна, а где-то – избирательно. В это время страх перед коронавирусом в нашей стране вновь начал расти и в итоге вышел примерно на равновесие со страхом экономического кризиса (или проще говоря – страхом нищеты).

И вот, общество находится в точке, когда примерно равное количество социально активных граждан боится вируса и нищеты. Как быть властям? Какому из двух взглядов на проблему потакать?

 

Вариант «выработать адекватное решение не потакая никому» отсутствует как таковой. Нельзя жить в обществе и быть свободным от него. В том числе, и от его страхов.

 

Для власти выбор стоит между обвинениями в смертях множества людей от коронавируса и обвинениями в «убийстве» экономики.

 

Естественно, в этих условиях власть традиционно попыталась пройти «между капелек», избежав обоих обвинений. Тут-то и родилась идея «карантина выходного дня». Так сказать «и нашим и вашим».

 

Не стоит думать, что она была обусловлена какими-то объективными подсчётами эффективности подобных ограничительных мер. Мотивация власти проста: увильнуть в общественном сознании от ответственности за жертвы пандемии или тотальное обнищание.

 

Когда общество балансирует на грани двух истерий, а удовлетворение одной из них грозит серьёзными проблемами, у властей и рождаются такие причудливые решения, как «карантин выходного дня».

 

И да, эта статья не о вирусе, не об эффективности или неэффективности принимаемых мер, а о логике реакции властей на общественные страхи.

 

Аналитика от Даниила Богатырёва в сокращённом формате доступна по ссылке: t.me/polit_bogatyr 
 



comments

Новини партнерів

comments

Інші матеріали автора


Новини

Підписуйтесь на повідомлення, щоб бути в курсі останніх новин!