Блог

Yuriy Gavrylechko: Возрождение МинАПК: без полномочий и бюджета?

Без адекватной агрополитики и действенных регуляторных органов в агросфере Украина вскоре будет пожинать все плоды безалаберности и хаоса.

0

comments7215

Yuriy Gavrylechko

Социальная политика, бюджетная политика, энергетика, ЖКХ, экономика, госуправление

Кандидат наук госуправления

Прошло больше года с момента принятия Верховной Радой закона «о рынке земли», но особых изменений ситуация в отечественной агросфере не претерпела. И вот сейчас, перед очередной календарной весной и, соответственно, новым посевным сезоном, власть задумалась над фактическим возрождением ликвидированного пару лет назад Минагропрома. Очевидно, с целью повысить «спроможність» этого самого «рынка земли», который так и не заработал и получать единый ответственный и полномочный орган центральной исполнительной власти, который снова будет отвечать за ситуацию в сельском хозяйстве. 

 

Напомню, что де-юре МинАПК вроде как бы и восстановлен уже в конце прошого года, но… примерно месяц назад Комитет по вопросам аграрной и земельной политики ВРУ перенес на месяц начало фактической работы Министерства аграрной политики. Практически, эта отсрочка нужна была для продолжения торгов относительно полномочий нового ведомства и наполнения его бюджета. Но вот уже «на носу» март, а никто из нынешних владельцев аграрных активов и функций не собирается делиться ими с новым/старым коллегой. В итоге, возрожденный МинАПК может начать работу ну с очень урезанными полномочиями и функционалом.

 

Заявления министра агрополитики Романа Лещенко, сделанные им месяц назад, также говорят о том, что МинАПК-2021 может стать лишь бледной тенью МинАПК-2015. Тогда ведомство, помимо широкого перечня центральных органов исполнительной власти (далее – ЦОИВ), контролировало работу всех аграрных госпредприятий, лесное хозяйство, а также госхолдинги - ГПЗКУ и «Укрспирт", будучи одной из самых масштабных и влиятельных звеньев в структуре Кабинета Министров. Сейчас же, если следовать логике главы возрожденного ведомства, МинАПК будет реализовывать свою политику посредством таких ЦОИВ как: Госгеокадастр (в части реализации земельной реформы), Госводагентство (в рамках нацпроекта по орошению и мелиорации, поскольку ситуация на юге страны критическая), Госрыбагентства (аквакультура и рыбное хозяйство,) и Госпродпотребслужба (в вопросах регулирования концепции «от поля до стола» и обеспечения продовольственной безопасности).

 

А если добавить к этому еще тот факт, что контроль за деятельностью Госпродпотребслужбою как находился так и планируется находится в ведении Минэкономики, то становится совершенно непонятно, как именно МинАПК будет осуществлять свои функции по обеспечению продовольственной безопасности? Ведь у одной госслужбы не может быть два начальника одновременно. Точнее, два начальника-то быть может. Неоднократно отреформированная отечественная отрасль государственного управления еще и не такие фокусы позволяет делать. Но вот эффективно работать, в подобной ситуации, Госпродпотребслужба точно не сможет. И привлечь к ответственности, если что, ее чиновников будет невозможно (ну или малореально), так как они всегда смогут сослаться на противоречия в приказах от разных начальников и этим спокойно оправдают свою бездеятельность или халатность, случись что.

 

В чем основные угрозы функционирования МинАПК с «урезанными функциями»? Если не вдаваться в весьма узкопрофильную дифференциацию, то их, по большому счету, три основных:

 

• снижение инвестиционной привлекательности со стороны потенциальных инвесторов и кредиторов Украины из-за значительного повышения коррупционных рисков, в частности в вопросах полномочий Госпродпотребвслужбы (далее – ДППС) и Государственной санитарно-эпидемиологической службы (далее – СЭС)

• несоответствие обязательствам, взятых на себя Украиной при подписании Соглашения об ассоциации с ЕС, что может привести к пересмотру квот на нашу продукцию и/или введению ограничений на поставку в ЕС тех или иных видов украинской агропродукции, как не соответствующей критериям безопасности, например;

• снижение экспорта украинской агропродукции.

 

Да, чуть не забыл. До тех пор, пока возрожденный МинАПК не «утрясет» все вопросы с собственным функционалом, бюджетное финансирование его деятельности будет вестись по остаточному принципу. Потому, имеет смысл для всех, кто заинтересован в наличии у Украины адекватной агрополитики и действенных регуляторных органов в агросфере, лоббировать восстановление полномочий профильного министерства в объемах закрепленных в Постановлении КМУ от 25 ноября 2015 № 1119 «Об утверждении Положения о Минагрополитики».



comments

Новини партнерів

comments

Інші матеріали автора


Новини

Підписуйтесь на повідомлення, щоб бути в курсі останніх новин!