Рубрики
МЕНЮ
0
Консультант в сфере связей с общественностью
20 лет в сфере коммуникаций. Делаю так, чтобы вас поняли.
Украинская мобильная черепаха
Украине закрывают доступ к современным информационно-коммуникационным технологиям, чтобы не допустить мощного конкурента на региональный рынок. Так хочется пояснить наше отставание во внедрении новых поколений связи.
Например, сеть 3G появилась у "Укртелекома" в 2007 году, на 6 лет позже ее первого запуска в Европе. К тому времени этот стандарт уже использовали около 80 стран.
"Большая тройка" мобильных операторов: Киевстар, Vodafone Украина и lifecell — получили лицензии 3G только в 2015 году, последними в Европе. Как поясняют, государство не хотело создавать конкурентов "Укртелекому" перед его приватизацией, а потом начались дрязги между участниками процесса, в том числе военные считали, сколько им нужно компенсации за освобождение частот.
Услугу переноса номера MNP Украина внедряла почти 10 лет, также фактически медленнее всех в Европе. Сначала были против операторы, которые даже подавали в суд на Национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ). Затем начались разбирательства в тендере на техническое решение.
4G мы освоили в 2018 году чуть ли не самыми последними в Европе и с отставанием на несколько лет от стран Африки. Много времени потратили на перераспределение частотного ресурса. Были и традиционные демарши со стороны отдельных министерств и политиков, вероятнее всего, для затягивания конкурса в интересах определенных групп.
Запуск 5G украинцам предрекают в 2023 году, хотя такие коммерческие сети уже действуют в 18 европейских странах, включая Болгарию, Латвию, Польшу и Румынию. Около 100 мобильных операторов предоставляют услуги пятого поколения связи в трех десятках других государств, в том числе в ЮАР и Лесото в Африке.
Ошибка молодости
Можно сетовать на государство. Мол, в свое время неэффективно распределило частоты. Медленно реагирует на инициативы отрасли, например, о свободном выборе технологии в выделенном спектре или снижении налоговой нагрузки. Затягивает выдачу лицензий. Плохо борется с бедностью, что не позволяет генерировать большие финансовые потоки в отрасли.
Все логично и справедливо, но не понятно, как нас обгоняют африканские страны, которые по уровню доходов и качеству госуправления не лучше Украины? Почему когда бизнесу что-то действительно сильно надо, то находятся механизмы для достижения компромиссов с чиновниками? Вспомним недавнюю историю со снижением с 2021 года таксы тарификации звонков между разными сетями, когда НКРСИ пришлось пересмотреть уже принятое решение. Или разворачивающуюся дискуссию о регулировании рынка контент-услуг, когда начинают намекать на нелегитимность самого регулятора из-за решения Конституционного суда 2008 года.
Поэтому не стоит преуменьшать возможности операторов влиять на власть и перекладывать на государство всю ответственность за развитие телекоммуникаций. Тем более, когда один игрок из шести контролирует половину доходов рынка мобильной связи, а вместе с ближайшим соперником — почти 90%.
Такая дуополия тоже является результатом политики государства, возможно, правильной на заре становления отрасли, но тормозящей развитие рынка на современном этапе. Компании с большой рыночной властью часто являются двигателями прогресса. Но когда они начинают ставить свой интерес выше национального — время вмешаться политикам.
Сегодня вряд ли бизнес заинтересован педалировать тему внедрения 5G — ему бы хотелось для начала вернуть вложения в сети 3G и 4G, включая расходы на лицензии и конверсию частот. Если такая неспешная технологизация выгодна компаниям и соседним странам-конкурентам, то государству Украина есть куда торопиться, чтобы не затеряться на экономической карте мира.
Африканское чудо
По скорости внедрения мобильных технологий нас обошли уже страны Африки. Сеть 4G появилась в Анголе в 2012 году, в Чаде в 2014, в Бенине, Ботсване и Эфиопии в 2015, Алжире, Бурунди в 2016, Египте в 2017. Запускали их крупные международные компании, например, в Нигерии и в Сенегале в 2016 году — южноафриканский оператор MTN и французская Orange, соответственно.
Для сравнения с Украиной возьмем аграрную Уганду с населением 41 млн человек, примерно как у нас. Четыре местных компании развернули сети четвертого поколения с 2013 по 2017 года. За этот период в структуре расходов семей доля телекоммуникаций упала с 2,7% до 1,7% — с 3,5 доллара до 1,5 доллара. В Украине домохозяйства тратили на связь в 2017 году значительно больше — 6,4 доллара в месяц. Да и показатель ВВП на душу населения у нас почти в 5 раз больше.
В Уганде мобильные телефоны есть примерно у 20 млн человек, или 44% населения. Угандийцы, в основном, используют связь 2G. Количество смартфонов составляет 16%.
По всем показателям страна существенно отстает от Украины, но запускает LTE на пять лет раньше. Мобильным интернетом пользуются около 10 млн человек — почти вдвое меньше, чем в Украине. Уровень проникновения этой технологии 23%. Но здесь работает Интернет вещей с 0,5 млн подключений в год. IoT используют для системы оплаты услуг энерго- и водоснабжения, решений для управления транспортом. Действует сервис мобильных денег.
Крупнейшая компания связи MTN Uganda контролирует 54% рынка, поделенного среди 8 операторов. Она обслуживает 11 млн абонентов и зарабатывает в год 370 млн долл. Опережающими темпами развивается финтех и передача данных.
"Киевстар" получил в том же году 687 млн долл., обслуживая 26,4 млн клиентов. Да, доход на абонента африканской компании выше — 3,6 доллара по сравнению с 2,1 доллара у нашей, но и денег-то меньше. И несмотря на это MTN Uganda в январе совместо с китайской ZTE провела тестирование технологии 5G и готовится запустить сеть в коммерческое использование до конца года. Зачем, если большинство пользуется 2G? Компания поясняет это просто: она думает о тех, кто идет в ногу со временем, работает с 4G и готов перейти на 5G.
Поэтому не стоит относить мобильные технологии к роскоши. Сегодня они помогают бороться с бедностью и являются ускорителями экономического развития.
Отдать дешево, чтобы много заработать
В ЕС называют сети 5G основой для успешной конкуренции с другими странами. В США подсчитали, что за 5 лет после запуска связи пятого поколения в стране будет создано 3 млн рабочих мест, а вклад технологии в ВВП составит 635 млрд долл. Если новый стандарт повторит закономерности внедрения 3G, то за 6 лет появится 1,2 млн рабочих мест и 264 млрд долл. дополнительно в американской экономике.
Экономический эффект от внедрения новых стандартов связи в Украине пока не известен широкой общественности. Будем надеяться, что на нас распространяются закономерности других рынков. По оценкам экспертов, увеличение проникновения мобильного Интернета на 1% дает 0,2% прироста ВВП, а через 5 лет вклад в экономику возрастает до 3%.
С 2015 по 2019 год количество пользователей Интернет в нашей стране возросло на 13%. В основном это связано с запуском мобильного широкополосного доступа. Учитывая долю сотовых абонентов, возьмем за базу прироста 8%. То есть теоретически мы можем рассчитывать как минимум на 1,6% вклада в развитие экономики отрасли мобильной связи за последние четыре года.
С 2015 по 2019 год ВВП Украины возрос почти на 2 трлн грн. Искомый процент от этой суммы составляет 32 млрд грн. Расходы на 3G и 4G операторов в Украине составили примерно 19 млрд грн платежей государству. То есть эффект для экономики от новых стандартов связи почти вдвое превысил поступления от продажи лицензий и компенсации конверсии радиочастот.
Если бы компании не наполнили бюджет, куда бы пошли эти деньги? Скорее всего, на развитие сети. Мы бы получили хорошее покрытие раньше, а экономика — стимулятор роста, который бы позволил за несколько лет компенсировать недополученную плату за лицензии. Но это, разумеется, если стоит цель ускоренного технологического прорыва. В противном случае можно годами готовить конкурсы на 5G и спорить о справедливой стоимости частот.
Геополитика и связь
Почему бы не попробовать ликвидировать наше отставание в сфере ИКТ? Тем более, что за ускорение развития новой технологии выступает Евросоюз.
Еврокомиссия 18 сентября приняла рекомендации, призывающие страны-члены увеличить инвестиции в 5G. До апреля 2021 года планируется выработать общие подходы к построению таких сетей, включая меры по сокращению расходов и ускорению их развёртывания, обеспечению доступа к частотам и к инфраструктуре, в том числе, коммунальных предприятий, для размещения базовых станций.
Последнее — очень актуально для нас. Одно время пытался встретиться с директором коммунального предприятия, владеющего столбами освещения. Три визита оказались без результата — человека вообще редко видели на работе.
Поэтому запуск сети 5G в Украине — это домашнее задание не только для операторов, но и для государства и местной власти.
Похоже, что этот вопрос не обойдется и без большой геополитики. США не хотят видеть в 5G определённые компании и пытаются навязать свое мнение Европе. Страны ЕС держатся, понимая, что под политическим соусом могут просто пытаться наверстать отставание в новой технологии.
Евросоюз поставил амбициозную цель обеспечить покрытие 5G в городах и на основных транспортных магистралях до 2025 года. Но американский натиск не стихает. В мире не так много производителей телекоммуникационного оборудования. Поэтому исключение одного из списка увеличит нагрузку на других и ставит вопрос технической возможности обеспечить все заказы, а значит и реализацию европейского плана.
Для украинских компаний также могут возникнуть сложности с контрактами на оборудование. Тогда новый стандарт нам придётся ждать дольше, и никакой цифровой разрыв Украина не ликвидирует. Возможно, тут нужны политические договоренности с США. Возможность остаться на украинском рынке 5G позволит получить хорошие скидки на оборудование и телефоны, поддерживающие нужный стандарт, от производителя. В таком случае у страны появляется шанс запустить инновационные процессы в экономике и перейти к опережающему росту. Сильная и развитая Украина выгодна США, а скорейшее внедрение 5G создаст предпосылки для этого.
Новини партнерів
Інші матеріали автора
Новини