Блог

Виталий Матарыкин: Визовая мина

Монополия на трудоустройство украинцев в Польшу станет ударом по конкурентной политике ЕС.

0

comments8317

Виталий Матарыкин

Консультант в сфере связей с общественностью

20 лет в сфере коммуникаций. Делаю так, чтобы вас поняли. 

 

Скандальный тендер

 

 

Как выиграть тендер на 38 млн евро другу премьера? Убрать 3 компании с меньшей ценой по формальным признакам и закрыть глаза на явные нарушения законодательства. Это не одна из скучных историй украинских госзакупок, а не совсем обычный тендер одной из стран ЕС.

 

Он интересен по двум причинам. Во-первых, потому что может повлиять на положение украинских трудовых мигрантов. Во-вторых, покажет, насколько влиятельны институции Евросоюза и как серьёзно к ним относятся в странах-членах.

 

Речь идёт о тендере посольства Польши в Украине по отбору визового центра на ближайшие три года. Его выиграл в июне альянс, состоящий из французской группы Teleperformance и польской Personnel Service. Тандем сумел обойти мирового лидера - компанию VFS. У обывателя названия фирм и итоги конкурса не вызывают никаких эмоций. Поэтому попытаемся описать произошедшее понятными всем словами.

 

Представьте, если бы тендер МИД Украины на обновление автопарка у Toyota выиграл Запорожский автозавод в партнерстве с сетью АЗС БРСМ.

 

Посудите сами: в составе Teleperformance визовые услуги предоставляет компания TLScontact. Она заявляет, что располагает 150 визовыми центрами в 90 странах. Измерим среднюю температуру по больнице - без малого по два офиса на регион, из которых две трети открыты для обслуживания заявок на визы одного государства - Великобритании.

 

VFS декларирует наличие 3,5 тысячи центров в 143 государствах. Это 25 единиц на одну территорию. Чувствуете разницу? На порядок выше.

 

У TLS 7 правительственных клиентов, у VFS - 62. Первая выдает 4 млн виз в год, вторая - под 30 млн.

 

В чем секрет победы середнячка над тяжеловесом? Возможно, в цене. Предложение французско-польского консорциума в сумме 33,6 млн евро было на 3,6 млн евро дешевле. Но, кажется, задачи экономить бюджет Польши не было.

 

Тендерное самбо

 

Если бы подумали о польских налогоплательщиках, то выбрали бы греческую GVCW с ценой на 12,9 млн евро лучше, чем у победителя. А это почти треть от первоначальной стоимости.

 

У компании более 70 визовых центров в 11 странах и уникальная технология подачи документов онлайн, позволяющая оптимизировать процессы и экономить расходы. Это и поясняет самую низкую цену.

 

Но тендерная комиссия посчитала предложение слишком дешевым и отклонила его, ссылаясь на соответствующий пункт закона о государственных закупках.

 

Не доверяете грекам с их финансовыми кризисами? Тогда возьмите индийскую BLS International Services. Компания ничем не уступает победителю, а по отдельным позициям явно его превосходит. 16 лет на рынке. Входит в тройку мировых лидеров, работает на 46 правительств, имеет офисы в 66 странах.

 

Просила 27,3 млн евро. Выгода 6,3 млн евро - почти вдвое больше, чем разница в ценовых предложениях двух финалистов. Но и этого участника сняли с дистанции из-за якобы несоответствия его документов основным требованиям технического задания. 

 

Пойдем с козырей. Французская CAPAGO. Является визовым оператором у Франции и Италии. Десятилетний опыт. Представлена в 10 странах. Готова работать за 32,9 млн евро. Экономим 0,7 млн евро. Компания уже "била" "любимицу поляков" TLS: в 2017 году отодвинула ее от оформления виз во Францию в Азербайджане. Но нет. Претендента на победу "множат на ноль" из-за отсутствия опыта. Из возможных 28 баллов ей ставят ... 0.

 

Далее надобность в применении приемов тендерного самбо отпала, так как следующая "лучшая цена" была у TLS - Personnel Service. Хотя комиссию не смутила готовность консорциума предоставлять часть услуг бесплатно. Какой же тут демпинг - обычная благотворительность. Правда, выходит она, почему-то, дороже обычных бизнес-предложений от других компаний.

 

Как видим, разница в цене с конкурентами не могла послужить беспорным аргументом, чтобы отдать предпочтение французско-польскому консорциуму. Так в чем же разгадка ребуса?

 

Опыт VS Дружба

 

Согласитесь, если на одну чашу весов положить 3,6 млн евро выгоды от цены TLS, а на другую - лет 10 опыта работы с визами для Польши в Украине нынешнего оператора VFS, то выбор неочевиден.

 

Надо открывать офисы в 5 городах, нанимать и обучать персонал, менять уже понятные украинцам процедуры, осваивать новые сервисы, к которым привыкли трудовые мигранты, например, доставка документов на дом. Зачем рисковать, если механизм отработан и не дает сбои? Ведь потери от задержек в заполнении открытых вакансий в Польше из-за проблем с визовыми процедурами могут быть выше сэкономленных нескольких миллионов евро.

 

Все дело во втором участнике команды-финалистки. Это польская Personnel Service. Компания занимается трудоустройством украинцев за рубежом. Вполне логично: одни специализируются на рабочих визах, вторые владеют информацией, где нужны рабочие руки.

 

Только проблема в том, что рынок посреднеческих услуг по поиску сотрудников высококонкурентен. На нем зарегистрированы тысячи компаний в Польше и Украине. На каком основании одна из них получает доступ ко всей личной информации "заробитчан" и возможность влиять на выдачу виз?

 

Ведь это дубинка в конкурентной борьбе и палочка-выручалочка для партнёров, позволяющая перекроить рынок под себя. Это явный конфликт интересов и нарушение Директивы Европейского парламента и Совета ЕС 2014/24/EU от 26 февраля 2014 года о государственных закупках.

 

Пойти на такой "смелый" шаг поляки не могли без согласования в верхах. И политическую поддержку, видимо, обеспечили, несмотря на риски разбирательств на уровне Евросоюза. Логику действий можно понять, если внимательно посмотреть на Personnel Service.

 

По данным польских СМИ, эта компания из сферы интересов одиозного бизнесмена Томаша Мисяка с хорошими друзьями в правительстве. В ней работают его родственники и бизнес-партнеры. Человек известен в Польше схемами освоения бюджетных средств. Теперь, по всей вероятности, пришло время экспортировать их в Украину. Попробуем разобраться, чем же закончится эта визовая авантюра.

 

Сам себе пан

 

Обычно визовые тендеры проходят тихо. Никто не хочет ссориться с правительствами. Никому не надо наживать себе репутацию скандалиста, которая ограничивает возможности для сотрудничества.

 

Но дерзость польского наступления, по-видимому, заставила игроков рынка отойти от этого обычая. Так откровенно игнорировать нормы европейского конкурентного законодательства не могут даже лучшие восточноевропейские друзья США. В итоге три компании из пяти оспорили тендер в Национальной апелляционной палате Польши. Рассмотрение начинается сегодня.

 

Процентов на 80 можно утверждать, что вопрос решен заранее. В польских СМИ цитируют ответ местного МИД о том, что, по-простому, жалобы участников торгов не помешают новому оператору приступить к работе в ноябре, когда заканчивается срок действия контракта с действующим визовым подрядчиком - VFS.

 

Тут включаем математику. Если нынешний конкурс длился полгода, а решение апелляции ожидают в июле, то на повторные торги времени не остается. Ну, постановят переоценить всех участников, ну, поднимут немного баллы - но вряд ли имя победителя поменяют. И это несмотря на конфликт с нормами ЕС.

 

И даже если Teleperformance поймет, что ее использовали "в тёмную" и выйдет из корсорциума, осознавая риски для репутации, то и в этом случае польская власть, скорее всего, найдет, как оставить фаворита в визовом бизнесе.

 

То есть на лицо победа суверенитета страны над наднациональными требованиями. Если этот фокус удастся полякам, то вслед за ними такие же монопольные наработки смогут применять и другие страны Евросоюза. Это может привести к кризису конкурентной политики Брюсселя. О чем речь?

 

Украинский сегмент рынка рекрутинга в Польше оценивается в 500 млн долл. Сейчас группа Мисяка контролирует на нем до пяти процентов, по самым грубым подсчетам. Это учитывая, что почти половина работников едут в Польшу через знакомых, то есть не платят компаниям по трудоустройству.

 

Допуск к визам позволит консолидировать бизнес за несколько лет одной структурой. Следующим шагом, наверняка, станет необходимость наличия гарантии рекрутера при получении рабочей визы, чтобы избавиться от "самодеятельности" польских предприятий, которые осмеливаются искать кадры в Украине напрямую.

Теперь для Personnel Service невозможного мало.

 

Украине можно было бы наблюдать за суверенным правом Польши делить свой бюджет и изучать, как страны Евросоюза пытаются обходить строгие нормы в заботе о лучших людях страны. Но проблема в том, что ситуация напрямую затрагивает интересы наших граждан, защита которых оправдывает определенную дипломатическую неделикатность.

 

Голос улиц

 

Монополия на визы и вакансии в Польше не сулит ничего хорошего трудовым мигрантам. Как правило, чем больше у тебя рыночной власти, тем меньше хочется думать о клиенте. Можно биться об заклад, что новый консорциум найдет, как получить дополнительные средства при создании монополии: завышенные комиссии, ненужные сборы и услуги, новые банки и страховки. На миллионе "заробитчан" можно неплохо самому заработать.

 

Историей польского тендера сперва заинтересовались журналисты - скорее всего, кто-то из участников поделился своей печалью. Но постепенно на волну недовольства сели политические силы.

 

МИД Украины имел контакт с коллегами из Польши, реагируя на запрос одного из народных депутатов от оппозиции. Украинский национальный союз провел митинг под стенами консульства Польши в Харькове, требуя не допустить монополизации и ухудшения условий для трудоустройства украинцев. 

 

Аналогичные пикеты прошли в Киеве, Львове, Одессе. Их организовывали разные активисты и политики местного уровня. В целом вышли на улицы около 200 человек. Это говорит о том, что тема достаточно прогрета и может вылиться в более массовые акции, если ее заметит активная политическая партия.

 

Что может сделать официальный Киев, чтобы нивелировать риски для граждан Украины? Прежде всего, на ситуацию может обратить внимание АМКУ. Конкурентное ведомство в силах проанализировать украинский рынок посреднических услуг при трудоустройстве в Польшу и поставить на контроль работу украинской фирмы Viza Staff, через которую будет осуществлять свою деятельность французско-польский консорциум.

 

Госпотребинспекция может тщательнее проверять, насколько соблюдаются права потребителей. Тем более, что команда Viza Staff из Каменского Днепропетровской области - это те же люди, на которых жаловались наши соотечественники последние годы из-за качества услуг по трудоустойству в Польше.

 

Но лучший вариант - это провести переговоры с соседними странами ЕС - Румынией, Венгрией, Чехией, Словакией об увеличении квот для украинских работников. Ведь монополия, в том числе и польская, больше всего боится конкуренции.


comments

Новини партнерів

comments

Інші матеріали автора


Новини

Підписуйтесь на повідомлення, щоб бути в курсі останніх новин!