Блог

Виталий Матарыкин: Визовый Рубикон

Спор по визовому тендеру в Украине станет проверкой для апелляционной палаты Польши

0

comments7025

Виталий Матарыкин

Консультант в сфере связей с общественностью

20 лет в сфере коммуникаций. Делаю так, чтобы вас поняли. 

Итоговое рассмотрение жалобы на результаты тендера польского посольства в Украине по выбору визового оператора станет Рубиконом для Национальной апелляционной палаты Польши. Это решение будет также показательным для понимания расстановки сил в период проведения конкурса на назначение президента этого органа, ответственного за разрешение споров при проведении закупок за бюджетные средства. Заседание по этому вопросу назначено на 5 января в Варшаве.

 

Визовый тендер Польши в Украине проходит примерно каждые три года и не обходится без разбирательств в апелляционной палате. Но нынешний отбор впервые длится больше года. К тому же он уже в третий раз становится предметом рассмотрения апелляционного органа, решения которого пока трудно пояснить желанием обеспечить выполнение закона о публичных закупках. В частности, статья 16 этого основополагающего документа госзакупок обязывает организатора тендера обеспечить добросовестную конкуренцию и равный подход ко всем участникам конкурса, прозрачность и пропорциональность. Последний принцип предусматривает, что при определении победителя заказчик должен учитывать не только стоимость услуги, но и ее качество. Ведь за меньшие деньги победитель может выполнять работу дольше или постоянно повышать цены. В данном случае это требование как раз и не соблюдено.

 

Посольство Польши, похоже, целенаправленно пытается отдать победу “своей” компании без надлежащего опыта, которая допущена к тендеру только благодаря партнерству с визовым оператором среднего дивизиона. При этом разница в ценовом предложении с лидером мирового рынка, обслуживающим диппредставительство уже 10 лет, составляет всего 3 млн евро. Это сопоставимо со стоимостью создания сети из 18 пунктов приёма документов на визы в Украине и найма 500 сотрудников, что требуется по условиям тендера. Посольство сознательно пытается поменять работающий как часы механизм на "решение с нуля", несущее риски срыва открытия офисов, повышенного внимания украинских спецслужб и напряженности в отношениях с Украиной ввиду наличия российских связей у "лидера" тендера, судебных тяжб, расследований антимонопольных ведомств Польши, Украины и ЕС, проверок антикоррупционных органов Польши, США, Великобритании и Евросоюза.

Трудно пояснить ситуацию, когда палата возвращает в тендер фирму с самым дешевым предложением, отвергнутым посольством, а затем сама же выбрасывает ее из конкурса по жалобе единственного польского участника, фактически повторившего позицию польских дипломатов.

 

По поводу визового дела уже сложилось общественное мнение, как о непрозрачном и политически мотивированном. Ситуация уже стала "токсичной", несмотря на позицию МИД Польши о соответствии всех действий тендерному законодательству.

Поэтому участие членов апелляционной палаты в реализации схемы присуждения победы, по всем признакам, заранее согласованному игроку с поддержкой в правительстве и МИД Польши может негативно отразиться на их имидже. А статья 478 польского закона о публичных закупках предусматривает увольнение члена Национальной апелляционной палаты в случае утраты хорошей репутации.

 

Следует помнить, что большую часть ответственности за принятое решение несет и президент палаты, который по закону назначает судебную коллегию и ее председателя для рассмотрения апелляции и отвечает за эффективность работы этого госоргана. Интересно, что как раз сейчас идет конкурс на отбор президента палаты на следующие три года. Не исключено, что "правильное" решение является предметом торга для нынешней руководительницы этой организации, чтобы остаться во главе третейского органа на третий срок. Хотя для любого здравомыслящего человека очевидно, что попытки якобы расширить конкуренцию за счет привлечения к торгам непрофильных компаний не имеют ничего общего с эффективностью и могут поясняться исключительно политической и финансовой заинтересованностью.

 

Польский тендер показал пробелы европейского антимонопольного законодательства. В результате к отбору допущена единственная фирма по трудоустройству, оказавшаяся, вероятно случайно, польской. Эта структура получит доступ к персональным данным почти миллиона украинских трудовых мигрантов, возможность монополизировать рынок посреднических услуг по трудоустройству в компаниях Польши и сможет обеспечить привилегированное положение близкого к ней одного из польских союзов работодателей.

 

Национальная апелляционная палата в силах исправить ошибку: отменить тендер и добиться участия в новом отборе исключительно профессиональных игроков. Хватит ли на это политической воли, мы узнаем уже на этой неделе.


comments

Новини партнерів

comments

Інші матеріали автора


Новини

Підписуйтесь на повідомлення, щоб бути в курсі останніх новин!