Блог

Виталий Матарыкин: Не будь мобильным холопом!

У каждой нации есть душа с характерными для нее особенностями, утверждали классики. Для французов главное равентство, для британцев — свобода, для немцев — порядок. У нас в крови борьба за независимость.

0

comments3780

Виталий Матарыкин

Консультант в сфере связей с общественностью

20 лет в сфере коммуникаций. Делаю так, чтобы вас поняли. 

 

При чем здесь важен именно процесс, объединяющий самые разные слои общества. Но правильно распорядиться победой нам часто не удается. Для каждого важнее все же свой интерес. Украинцы терпят до последнего любую власть, пока не почувствуют ущемления личной свободы. Это объяснимо. 

 

Образно говоря, когда у тебя есть земля, ты думаешь о том, как вырастить хороший урожай, а не кто руководит страной. Видимо, поэтому в нашей крови удивительным образом сочетаются свободолюбие и терпеливость. Отдельно выделяют культ семьи ...

 

Это философское отступление важно, чтобы понять, почему мы так слабо пользуемся благами демократии и рыночной экономики. Например, услугу переноса номера мобильного телефона (MNP) с большим сопротивлением проталкивали почти 10 лет. Но с момента запуска в мае 2019 года ею воспользовались менее 100 тысяч человек. Это всего 0,2% от количества мобильных абонентов. 

 

Хотя на качество связи, ненужные подписки и спорное списание средств жалуются, по ощущениям, гораздо больше людей. Соцопросы показывали в свое время, что до 20% клиентов не довольны мобильным сервисом. Эксперты отрасли в прошлом году ожидали "бегства" от операторов до 10% пользователей. Так почему же прогрозы не оправдались? 

 

Иллюзия свободы

 

Основная причина в том, что люди вынуждены терпеть поставщика услуг, не желая переплачивать за разговоры на разных сетях. Как правило, в каждой семье есть свой мобильный оператор, дающий безлимитные внутрисетевые звонки. Если кто-то решил пойти на принцип и уйти к конкуренту, то это ударит по бюджету всей родни: тарифы за соединения на симки разных компаний могут отличаться вдвое. 

 

Такой разрыв поясняется высокой стоимостью обработки "чужих" соединений собственниками сетей, являющимися монополистами как минимум в оказании этой услуги. MTR может быть выше себестоимости в 4 раза. В Украине ее пытаются снизить до экономически обоснованного уровня уже 5 лет. Но процесс идет очень медленно из-за сопротивления отдельных компаний. 

 

Последний пример, когда уже принятое в мае решение о снижении этой платы с 12 до 8 копеек за минуту с 2021 года заблокировали и добились нового, более выгодного для операторов. Сделали это, скорее всего, путем непрозрачных договоренностей с властью. 

 

В сентябре объявили, что ставку тарификации уменьшат до 10 копеек в 2021 году, экономя компаниям мобильной связи несколько сот миллионов гривен, которые дополнительно соберут с абонентов. 

Такими темпами процесс затянется еще лет на пять. А значит украинцы фактически будут вынуждены 

нести деньги брендам, от которых сбежали бы с большим облегчением. Своеобразный современный институт мобильного холопства в исторических традициях обычного права Киевской Руси. 

 

Мобильный князь

 

Такая ситуация стала возможна из-за деформации рынка связи, где доминирует одна компания. На нее приходится 45% абонентов. В Польше доля крупнейшего "мобильного" игрока не дотягивает до 30%, в Румынии — 35%, Чехии — 39%. (https://en.m.wikipedia.org/wiki/List_of_mobile_network_operators_of_Europe#Poland)

 

Среди наших соседей такие же сильные позиции, как в Украине, лидер рынка имеет, например, в Венгрии — 47%. Но это поясняется тем, что местный Telekom был изначально государственным монополистом, созданным в 1989 году при разделении Почты Венгрии. В приватизацию его выкупил консорциум с участием Deutsche Telecom. 

 

У нас такая же история могла бы произойти с Vodafone Украина, первой компанией мобильной связи, основанной в 1992 году "Укртелекомом", тем же немецким оператором, как и в случае с Венгрией, и двумя фирмами из Дании и Голландии. 

 

Но украинского мобильного пионера обошел новичок рынка — основанная примерно на два года позже компания "Киевстар", запустившая свою сеть с отставанием от конкурента почти на 4,5 года. Секрет ее успеха не разгадан до сих пор. То ли это управленческий талант, большие инвестиции в новейшее оборудование и тонкое понимание клиента, то ли близость к семье тогдашнего президента — можно только гадать. 

 

Факт остается фактом: несмотря на весь огромный вклад в развитие украинской экономики и внедрение новых технологий, "звезда Киева" позволяет себе довольно спорные демарши в отношениях с государством, ощущая, видимо, свою рыночную власть. 

 

Операция "ЛОМ" 

 

Судите сами. Необходимость снижения ставки интерконнекта для создания равных условий конкуренции на рынке — аксиома, признаваемая всеми. Это поможет исправить перекос украинского рынка, который выражается хотя бы в том, что страна фактически поделена по региональному принципу между двумя крупнейшими игроками. 

 

В мае "Киевстар" открыто обращается во все возможные инстанции с критикой готовящегося решения о снижении таксы интерконнекта. Однако регулятор — НКРСИ остается непоколебим: снижение стоимость услуги выгодно абонентам и не бьет по бюджету операторов, так как эта статья составляет всего 3% в доходах. 

 

Но тут же появляется слух, что решение не зарегистрирует Минюст. И правда. Государственная регуляторная служба вспоминает, что проект документа не прошел общественные слушания, хотя с 2015 года MTR снижали дважды и таких требований никто не выдвигал. 

 

Вмешались лидеры общественного мрения, или ломы, против которых, как известно, нет приема. Представители бизнеса просто скопировали тезисы мобильных операторов. Кузница кадров власти — BRDO публично исполнила классическую композицию "Чуть помедленнее, кони...". 

 

И, как результат, в сентябре Национальная комиссия продлевает агонию завышенной цены интерконнекта на год. 

Решение быстро согласовывает АМКУ и регистрирует Минюст. 

Незамысловатый сценарий. Посредственная игра. Результат, за который стыдно. 

 

Бедные миллиардеры

 

Почему сделка с властью удалась, можно предположить. Операторы, видимо, жаловались на большие расходы на лицензии на 4G и требуемые инвестиции в эту технологию. Мол, доход на абонента (ARPU) у нас один из самых низких в мире, а связь четвертого поколения нужна власти для реализации ее планов по цифровизации страны. К стати, на этой теме и на выборах можно сыграть... Просто версия. Но уверен, что в таком случае кто-то лукавит. 

 

Расходы на связь составляют до 3% в структуре общих затрат домохозяйств в нашей стране. Эта тенденция сохраняется последние 10 лет. В 2010 году среднестатистическая семья тратила в месяц чуть более 3 тысяч гривен, из них 2,7% уходило на телекоммуникации. В 2019 году мы "кутим" уже почти на 10 тысяч грн в месяц, но "на поговорить" все равно остается 2,8%. 

 

Связь у нас стоит дешево? Возможно. Но выясняется интересная деталь. По данным Евростата, у наших богатых европейских соседей в структуре расходов домохозяйств на связь приходятся теже 3%. 

 

Думаю, этого достаточно, чтобы предположить, что ARPU напрямую зависит от уровня жизни в стране. Даже если вы поднимете тариф на связь до европейского, люди будут просто меньше говорить. Они не могут тратить на телефон больше, чем на еду и жилье. 

 

Поэтому заявления о низком среднем мобильном чеке нужно воспринимать как пожелание нам всем жить в богатой стране. К этому мы все и идем. При чем бизнес движется намного быстрее серой народной массы. 

 

Например, чистая прибыль компании "Киевстар" в 2019 году достигла 8,9 млрд грн. Это даже чуть больше, чем у крупнейшего частного предприятия Украины - компании "Метинвест". 

Чистая прибыль Vodafone Украина за тот же период 2,5 млрд грн. Даже "вечно убыточный" lifecell и тот заявил о перспективах выхода в скором времени в плюс. 

 

Заработать столько на небогатых украинцах надо уметь. И в этом году, несмотря на коронавирус, у той же группы VEON, в которую входит "Киевстар", финансовые показатели растут только в Украине. Пояснить это можно, скорее всего, "цифровым голоданием" наших абонентов, получивших доступ к технологии 4G только в 2018 году одними из последних в Европе, через 10 лет после ее старта на континенте. Эксперты сетуют на неповоротливое государство. Но, возможно, и компании мобильной связи не сильно торопили процесс? При такой рыночной структуре достаточно твердой воли главного игрока, чтобы остальные двигались по его колее. 
 

Сила в абонентах

 

Но самое главное в этой ситуации, что все мобильные интриги бесполезны, если абоненты осознают, что настоящая рыночная власть именно у них. Если они поймут, что мобильные операторы мелкими хитростями ущемляют их личную свободу, то появится мощный мотив для действий. 

Редко один холоп получал свободу. Только массовые выступления возвращали людям их основополагающие и обретаемые при рождении права. 

 

Переходите на другие мобильные сети семьями и компаниями! Меняйте оператора сами и других приглашайте! Если верхи не хотят, то давайте реформируем рынок низами!

 

Прислушиваются только к сильным. Поэтому абонентам придется показать свою значимость, если они не хотят получать доступ к мобильным технологиям одними из последних в мире. 

 

Будет спрос на сервисы сравнения  тарифов разных операторов, в которых трудно разобраться. Этот бизнес широко распространен в Европе. Речь идет не только о связи, но и о поставщиках газа, электроэнергии, тепла. 

 

Международные доноры могут профинансировать разъяснительную работу среди населения. Например, многие не знают, что при смене мобильного оператора с сохранением номера не надо идти в банк, чтобы перерегистрировать контактные данные клиента. 

 

Граждане Украины должны понять, что они выходили на две революции не для того, чтобы терпеть своеволие  естественных и не очень монополистов с их худшими практиками советского прошлого или капиталистического настоящего. 

Надо просто правильно распорядиться своей победой в борьбе за право жить в развитой и демократической европейской стране. 



comments

Новини партнерів

comments

Інші матеріали автора


Новини

Підписуйтесь на повідомлення, щоб бути в курсі останніх новин!